1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Моторная яхта Sibelle

Интервью с Франком Лаупманом

Повод для встречи в Монако с голландским дизайнером Франком Лаупманом был более чем существенный: в сентябре моторная яхта Heesen Home (Project Nova) с гибридной пропульсивной установкой и экстерьером от Omega Architects получила награды сразу на трех конкурсах. В Каннах ей присудили World Yacht Trophy за самый инновационный дизайн. Затем RINA назвала ее самой экологичной яхтой из всех, что присутствовали на Monaco Yacht Show. Наконец, третьей наградой стала Baccarat SuperYacht World Trophy, присужденная «за инновации, совершенство и уникальность».

Наружный дизайн Home перекликается с таковым у 50-метровой Sibelle, построенной Heesen в 2015 году. Чем это вызвано?
Sibelle
— яхта full custom с корпусом FDHF, разработанным конструкторским бюро Van Oоssanen. Мы создавали для нее интерьеры и экстерьер, и у нас с верфью и заказчиком есть соглашение, что Sibelle останется уникальной, то есть ее дизайн с характерными горизонтальными линиями надстройки («горка блинов») не будет тиражироваться.
В случае с Home нам поставили задачу сделать нечто похожее, с вертикальным форштевнем и вместимостью до 500 рег. т. Вместе с Heesen мы постарались изменить язык дизайна в контексте экологичности этой гибридной яхты и добавили много стекла, чтобы усилить связь с окружающей средой. Кроме того, моторный отсек на Home расположен в другом месте, что принципиально меняет концепцию, а там, где у Sibelle находится «пляжный клуб», на Home оборудованы кладовые.
Владелец Sibelle принял это и согласился, что его лодка навсегда останется уникальной, а Home — это не копия, но логичная эволюция платформы и дизайна. Мы гордимся тем, что в состав жюри, которое выбрало Sibelle победителем Showboats Design Awards в 2016 году, входил один из самых известных автомобильных дизайнеров мира — Крис Бэнгл из BMW Group.

На фото: Рабочие эскизы Heesen Home

А если завтра заказчик попросит вас создать что-то похожее на Sibelle и Home?
Во-первых, Heesen Yachts уже близка к продаже третьего корпуса 50-метровой яхты с подобным дизайном. А во‑вторых, если мне поступит следующий заказ, то я просто выйду прогуляться по своему саду и непременно придумаю что-то новое. Когда меня спрашивают, где я черпаю вдохновение, мой ответ: я просто упорно работаю. А если серьезно, то в нашей работе важно понимать, что со временем вдохновение иссякает, и расходовать его осмотрительно.

На Home гораздо больше площадь наружного остекления. Легко ли было воплотить это в жизнь?
Корпуса FDHF всегда находятся на грани остойчивости, поэтому нам нужно тщательно подходить к дизайну верхних палуб в отношении веса. Стекло не только очень дорогое, но и весьма тяжелое, а значит, требуется облегчать конструкцию путем перераспределения веса, применения других материалов и, конечно, за счет дизайна. В качестве примера можно привести открытые фальшборты, композитный хардтоп на сандеке и детали интерьера на основе легкого вспененного полимера.

На фото: Франк Лаупман за созданием наружного дизайна 70-метровой яхты-эксплорера

И все же, что сегодня главенствует: дизайн или техническая начинка?
Дизайн и технологии соотносятся чисто интуитивно; у меня давно сложилось впечатление, что сегодня недостаточно строить просто красивые яхты: они обязаны быть инновационными в техническом плане. И дизайнеру волей-неволей требуются люди, которые глубоко разбираются в современных технологиях. Я сам очень люблю инновации и стараюсь следить за прогрессом. Кроме того, у меня соответствующее техническое образование, но все это не заменяет командную работу с инженерами и конструкторами. Хотя, признаюсь, мои собственные дизайнерские фантазии порой совершенно противоречат каким-то инновациям!

Какой стратегии сегодня придерживаются крупные верфи, в частности Heesen Yachts, с которой Omega Architects работает давно и плодотворно?
У каждой верфи есть собственный предел, до которого она может позволить себе начинать строить еще не обеспеченные деньгами заказчика яхты и который переходит только с подписанным контрактом. Это рискованная игра, поэтому, например, стратегия Heesen подразумевает, что яхты длиной менее 55 м на готовых технических платформах они начинают строить на собственные средства (примерно половина всех проектов). Все, что больше этой отметки, то есть кастомные проекты, закладывается только для конкретного клиента исключительно на его деньги. Нужно понимать, что репутация и успех верфей с такой стратегией базируются именно на большом количестве качественно построенных и сданных в срок лодок semi custom. Есть и полярные примеры: все суперяхты Amels Limited Editions основаны на стандартных технических платформах, тогда как Feadship работает исключительно с full custom-проектами.

На фото: Концепт-проект 50-метровой яхты на базе корпуса FDHF, разработанный Omega Architects совместно с Van Oossanen

Omega Architects не слишком часто балует публику концептами суперяхт будущего. Вы не приветствуете эту игру?
Конечно, мы вынуждены в нее играть, но я хорошо понимаю: чем больше времени и сил тратишь на концепты, тем меньше остается на реальные проекты. Поскольку заказчики платят именно за последние, на концепты приходится лишь небольшая часть работы Omega Architects. Когда проекты Heesen длиной 47–50 м типа Satori и Ruhya с традиционным наклонным форштевнем закончили свой жизненный цикл, мы заменили их 50- и 55-метровыми лодками с вертикальным форштевнем: они будут как хлеб с маслом и для нас, и для верфи еще лет пять.
Время идет, и прежние проекты начинают казаться скучными, но резко менять экстерьер нельзя: покупатели к этому не готовы. Поэтому остается идти путем эволюции. С этим сталкиваются все придерживающиеся такой стратегии верфи: Benetti уже четыре года постепенно обновляет линейку моделей semi custom, да и Ferretti Group живет вовсе не крупными яхтами CRN, но за счет классических моделей Navetta.

С какими проектами вам как дизайнеру интереснее и легче работать?
Безусловно, full custom-проекты весьма занимательны, поскольку предполагают общение с заказчиком, выяснение его предпочтений и появление необычных решений. Но яхты semi custom не менее интересны. Когда я стал сотрудничать с Heesen, эта верфь была одной из первых, начавших разработку стандартных технических платформ; создавать дизайн таких яхт не так легко, как может показаться.

Читать еще:  Регата политического назначения

Число миллиардеров на планете растет, но повышенного спроса на суперяхты нет. Почему?
Недавно я общался с представителями одной из крупнейших компаний, которая занимается продажей, сопровождением строительства и менеджментом суперяхт. Они подтвердили, что сейчас даже ультраобеспеченные люди с большим трудом подписываются на строительство проектов full custom длиной свыше 65 м. Основная причина в том, что это так или иначе сопряжено с определенным финансовым риском.

На фото: Один из вариантов оформления салона 50-метровой яхты (Omega Architects Interior Design)

Может, просто люди стали другими? Замечаете ли вы, как изменились интересы заказчиков в последние годы?
Возможно, ответ на этот вопрос стоит искать в их национальности. Например, сейчас мы работаем для заказчика из Китая, который планирует проводить время на борту с детьми, и именно дети советуют родителям, как оформить и обставить помещения. Еще одна тенденция проявляется в том, что владельцы все чаще хотят получить в свое распоряжение целую палубу, полностью закрыв туда доступ другим гостям и экипажу. Наконец, люди стали уделять гораздо больше внимания «пляжным клубам». Теперь львиная доля времени, которое мы проводим с клиентом, уходит на обсуждение «пляжа» и палубы владельца. Интересно, что эти зоны гораздо меньше интересуют людей, активно путешествующих на своих яхтах по Мировому океану: для них гораздо важнее иметь в корме не «пляж», но место для хранения оборудования.

Чем сейчас занята Omega Architects?
У нас в работе два кастомных проекта на CRN, два на Benetti (75 и 80 м), а также четыре кастомные яхты длиной 50–70 м для Heesen Yachts. Кроме того, под технической экспертизой Heesen мы разрабатываем компактный 38-метровый эксплорер, который один из брокеров планирует строить на другой голландской или турецкой верфи, поскольку нижняя планка Heesen составляет 45–50 м. Также мы создаем дизайн линейки открытых моторных премиум-яхт длиной 35–55 футов по заказу одного из наших клиентов. Наконец, еще один из проектов — полностью электрический «контейнеровоз будущего». Это судно будет предназначено исключительно для внутренних вод, поскольку там достаточно просто обеспечить зарядку аккумуляторов.

На фото: Проект Nova стал эволюционным развитием 50-метровой технической платформы Heesen Yachts

Важен ли сегодня маркетинг для яхтенного дизайнера так, как он важен для верфей и брокеров?
Конечно! И, признаться, мне очень нравится заниматься этим. Прежде я был связан с индустрией музыкальных инструментов, где все построено на маркетинге и гитаристы продвигают гитарные бренды. А в яхтенной индустрии капитаны продвигают верфи и даже дизайнеров. Пожалуй, впервые маркетингом серьезно занялся Эд Дюбуа. У него было семь сотрудников, один из которых отвечал исключительно за PR и, насколько можно судить, делал это очень профессионально, ведь их студия обрела огромную популярность.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Omega Architects, Ван Венсвеен

Heesen Yachts объявляет о спуске на воду суперяхты Sibelle

M/я Sibelle – это 50-метровая, построенная полностью по индивидуальному проекту, моторная яхта в категории до 500GT, с корпусом и надстройкой из алюминия. Она достаточно велика, чтобы предложить владельцу и его гостям все самое необходимое при высочайшем уровне комфорта, и в то же время достаточно компактна, чтобы свободно швартоваться в кристально чистых водах бухт.

Владелец, привлеченный преимуществами корпуса скоростного водоизмещения, предпочел для своей яхты нос с вертикальным форштевнем. Этот важный элемент конструкции играет принципиальную роль, ведь он не только воплощает стилистическое мастерство, но и позволяет применить данные специального исследования, направленного на обеспечение оптимальной устойчивости курса, особенно в условиях высокой волны, и максимального комфорта на борту.

Испытания, проходившие на Wolfson Unit MTIA, на свободной самоходной модели в экстремальном волновом режиме, доказали незаурядность дизайна корпуса, как в части комфорта, так и устойчивости курса, и подтвердили исключительно высокие ходовые качества, присущие корпусам скоростного водоизмещения.

Суперяхта Sibelle, оборудованная всего двумя двигателями MTU х 1000 кВт каждый, способна развивать максимальную скорость в 18,5 узлов. Таким образом, чтобы пересечь Атлантический океан, потребуется минимальный запас топлива: всего 45000 литров необходимо для комфортного трансатлантического путешествия, и это с учетом значительного запаса.

Морской архитектор Перри ван Оссанен рассказывает: “Дизайн небольших по размеру гребных туннелей рассчитан на винты диаметром 1,5 м. Корпус оснащен стабилизаторами нулевой скорости Quantum XT, и скуловыми килями, которые максимально уменьшают бортовую качку при стоянке на якоре. Дизайн корпуса, его выступающие элементы и расположение двигателей целенаправленно разрабатывались для достижения максимально возможной топливной эффективности, но не в ущерб ходовым качествам и комфорту во время плавания при волнении”.

Владелец выбрал Франка Лаупмана из Omega Architects, Михаила Лабазова и Андрея Савина из архитектурного бюро “А-Б студия” для разработки дизайна экстерьера, схем общего расположения и внутренней отделки м/я Sibelle.

Для описания дизайна м/я Sibelle команда архитекторов выбрала оксюморон “сложная простота”: линии выглядят так, как будто они располагаются параллельно друг к другу, хотя в действительности это не так! Все дело в небольших визуальных приемах, которые придают ощущение параллельности.

Простота как высшая форма роскоши! Такова философия дизайна, стоящая за уютным и притягательным убранством интерьера, в отделке которого использованы панели отбеленного тикового дерева, образующие непрерывные горизонтальные линии.

В пяти каютах этой суперяхты могут проживать десять гостей. Мастер-каюта занимает 61 м2 и традиционно расположена в носовой части главной палубы. Она оснащена двумя отдельными гардеробными, каждая с отдельной ванной комнатой. Четыре гостевые каюты (две VIP, одна двухместная и одна двуспальная) оснащены ванными комнатами и находятся на нижней палубе. Различные настройки освещения раскроют “дух” каждой каюты.

Читать еще:  Прогулка по Темзе с агентом 007

Но не только в каютах гости могут наслаждаться отдыхом, для этого на суперяхте предусмотрено 237 м2 открытых пространств.

На переходе основные и спасательные тендеры размещаются на палубе бака. А если тендеры спустить на воду, то эту вместительную зону с открывающимся фальшбортом можно идеально трансформировать под пространство для проведения вечеринок у самой кромки воды.

Такая конфигурация позволяет использовать кормовую часть нижней палубы яхты в качестве просторного (21,5 м2) пляжного клуба / велнесс зоны, оборудованной сауной, с прямым доступом по внутренней лестнице из главного салона, расположенного на корме .

Дизайн суперяхты Sibelle доказывает, что крейсерское плавание на высокой скорости возможно без ущерба для роскоши или топливной эффективности.

Суперяхта Sibelle пройдет ходовые испытания в Северном море и отправится к Владельцу в конце февраля 2015 года.

Интервью с Франком Лаупманом

Повод для встречи в Монако с голландским дизайнером Франком Лаупманом был более чем существенный: в сентябре моторная яхта Heesen Home (Project Nova) с гибридной пропульсивной установкой и экстерьером от Omega Architects получила награды сразу на трех конкурсах. В Каннах ей присудили World Yacht Trophy за самый инновационный дизайн. Затем RINA назвала ее самой экологичной яхтой из всех, что присутствовали на Monaco Yacht Show. Наконец, третьей наградой стала Baccarat SuperYacht World Trophy, присужденная «за инновации, совершенство и уникальность».

Наружный дизайн Home перекликается с таковым у 50-метровой Sibelle, построенной Heesen в 2015 году. Чем это вызвано?
Sibelle
— яхта full custom с корпусом FDHF, разработанным конструкторским бюро Van Oоssanen. Мы создавали для нее интерьеры и экстерьер, и у нас с верфью и заказчиком есть соглашение, что Sibelle останется уникальной, то есть ее дизайн с характерными горизонтальными линиями надстройки («горка блинов») не будет тиражироваться.
В случае с Home нам поставили задачу сделать нечто похожее, с вертикальным форштевнем и вместимостью до 500 рег. т. Вместе с Heesen мы постарались изменить язык дизайна в контексте экологичности этой гибридной яхты и добавили много стекла, чтобы усилить связь с окружающей средой. Кроме того, моторный отсек на Home расположен в другом месте, что принципиально меняет концепцию, а там, где у Sibelle находится «пляжный клуб», на Home оборудованы кладовые.
Владелец Sibelle принял это и согласился, что его лодка навсегда останется уникальной, а Home — это не копия, но логичная эволюция платформы и дизайна. Мы гордимся тем, что в состав жюри, которое выбрало Sibelle победителем Showboats Design Awards в 2016 году, входил один из самых известных автомобильных дизайнеров мира — Крис Бэнгл из BMW Group.

На фото: Рабочие эскизы Heesen Home

А если завтра заказчик попросит вас создать что-то похожее на Sibelle и Home?
Во-первых, Heesen Yachts уже близка к продаже третьего корпуса 50-метровой яхты с подобным дизайном. А во‑вторых, если мне поступит следующий заказ, то я просто выйду прогуляться по своему саду и непременно придумаю что-то новое. Когда меня спрашивают, где я черпаю вдохновение, мой ответ: я просто упорно работаю. А если серьезно, то в нашей работе важно понимать, что со временем вдохновение иссякает, и расходовать его осмотрительно.

На Home гораздо больше площадь наружного остекления. Легко ли было воплотить это в жизнь?
Корпуса FDHF всегда находятся на грани остойчивости, поэтому нам нужно тщательно подходить к дизайну верхних палуб в отношении веса. Стекло не только очень дорогое, но и весьма тяжелое, а значит, требуется облегчать конструкцию путем перераспределения веса, применения других материалов и, конечно, за счет дизайна. В качестве примера можно привести открытые фальшборты, композитный хардтоп на сандеке и детали интерьера на основе легкого вспененного полимера.

На фото: Франк Лаупман за созданием наружного дизайна 70-метровой яхты-эксплорера

И все же, что сегодня главенствует: дизайн или техническая начинка?
Дизайн и технологии соотносятся чисто интуитивно; у меня давно сложилось впечатление, что сегодня недостаточно строить просто красивые яхты: они обязаны быть инновационными в техническом плане. И дизайнеру волей-неволей требуются люди, которые глубоко разбираются в современных технологиях. Я сам очень люблю инновации и стараюсь следить за прогрессом. Кроме того, у меня соответствующее техническое образование, но все это не заменяет командную работу с инженерами и конструкторами. Хотя, признаюсь, мои собственные дизайнерские фантазии порой совершенно противоречат каким-то инновациям!

Какой стратегии сегодня придерживаются крупные верфи, в частности Heesen Yachts, с которой Omega Architects работает давно и плодотворно?
У каждой верфи есть собственный предел, до которого она может позволить себе начинать строить еще не обеспеченные деньгами заказчика яхты и который переходит только с подписанным контрактом. Это рискованная игра, поэтому, например, стратегия Heesen подразумевает, что яхты длиной менее 55 м на готовых технических платформах они начинают строить на собственные средства (примерно половина всех проектов). Все, что больше этой отметки, то есть кастомные проекты, закладывается только для конкретного клиента исключительно на его деньги. Нужно понимать, что репутация и успех верфей с такой стратегией базируются именно на большом количестве качественно построенных и сданных в срок лодок semi custom. Есть и полярные примеры: все суперяхты Amels Limited Editions основаны на стандартных технических платформах, тогда как Feadship работает исключительно с full custom-проектами.

На фото: Концепт-проект 50-метровой яхты на базе корпуса FDHF, разработанный Omega Architects совместно с Van Oossanen

Omega Architects не слишком часто балует публику концептами суперяхт будущего. Вы не приветствуете эту игру?
Конечно, мы вынуждены в нее играть, но я хорошо понимаю: чем больше времени и сил тратишь на концепты, тем меньше остается на реальные проекты. Поскольку заказчики платят именно за последние, на концепты приходится лишь небольшая часть работы Omega Architects. Когда проекты Heesen длиной 47–50 м типа Satori и Ruhya с традиционным наклонным форштевнем закончили свой жизненный цикл, мы заменили их 50- и 55-метровыми лодками с вертикальным форштевнем: они будут как хлеб с маслом и для нас, и для верфи еще лет пять.
Время идет, и прежние проекты начинают казаться скучными, но резко менять экстерьер нельзя: покупатели к этому не готовы. Поэтому остается идти путем эволюции. С этим сталкиваются все придерживающиеся такой стратегии верфи: Benetti уже четыре года постепенно обновляет линейку моделей semi custom, да и Ferretti Group живет вовсе не крупными яхтами CRN, но за счет классических моделей Navetta.

Читать еще:  Таймлапс с борта яхты Pacific

С какими проектами вам как дизайнеру интереснее и легче работать?
Безусловно, full custom-проекты весьма занимательны, поскольку предполагают общение с заказчиком, выяснение его предпочтений и появление необычных решений. Но яхты semi custom не менее интересны. Когда я стал сотрудничать с Heesen, эта верфь была одной из первых, начавших разработку стандартных технических платформ; создавать дизайн таких яхт не так легко, как может показаться.

Число миллиардеров на планете растет, но повышенного спроса на суперяхты нет. Почему?
Недавно я общался с представителями одной из крупнейших компаний, которая занимается продажей, сопровождением строительства и менеджментом суперяхт. Они подтвердили, что сейчас даже ультраобеспеченные люди с большим трудом подписываются на строительство проектов full custom длиной свыше 65 м. Основная причина в том, что это так или иначе сопряжено с определенным финансовым риском.

На фото: Один из вариантов оформления салона 50-метровой яхты (Omega Architects Interior Design)

Может, просто люди стали другими? Замечаете ли вы, как изменились интересы заказчиков в последние годы?
Возможно, ответ на этот вопрос стоит искать в их национальности. Например, сейчас мы работаем для заказчика из Китая, который планирует проводить время на борту с детьми, и именно дети советуют родителям, как оформить и обставить помещения. Еще одна тенденция проявляется в том, что владельцы все чаще хотят получить в свое распоряжение целую палубу, полностью закрыв туда доступ другим гостям и экипажу. Наконец, люди стали уделять гораздо больше внимания «пляжным клубам». Теперь львиная доля времени, которое мы проводим с клиентом, уходит на обсуждение «пляжа» и палубы владельца. Интересно, что эти зоны гораздо меньше интересуют людей, активно путешествующих на своих яхтах по Мировому океану: для них гораздо важнее иметь в корме не «пляж», но место для хранения оборудования.

Чем сейчас занята Omega Architects?
У нас в работе два кастомных проекта на CRN, два на Benetti (75 и 80 м), а также четыре кастомные яхты длиной 50–70 м для Heesen Yachts. Кроме того, под технической экспертизой Heesen мы разрабатываем компактный 38-метровый эксплорер, который один из брокеров планирует строить на другой голландской или турецкой верфи, поскольку нижняя планка Heesen составляет 45–50 м. Также мы создаем дизайн линейки открытых моторных премиум-яхт длиной 35–55 футов по заказу одного из наших клиентов. Наконец, еще один из проектов — полностью электрический «контейнеровоз будущего». Это судно будет предназначено исключительно для внутренних вод, поскольку там достаточно просто обеспечить зарядку аккумуляторов.

На фото: Проект Nova стал эволюционным развитием 50-метровой технической платформы Heesen Yachts

Важен ли сегодня маркетинг для яхтенного дизайнера так, как он важен для верфей и брокеров?
Конечно! И, признаться, мне очень нравится заниматься этим. Прежде я был связан с индустрией музыкальных инструментов, где все построено на маркетинге и гитаристы продвигают гитарные бренды. А в яхтенной индустрии капитаны продвигают верфи и даже дизайнеров. Пожалуй, впервые маркетингом серьезно занялся Эд Дюбуа. У него было семь сотрудников, один из которых отвечал исключительно за PR и, насколько можно судить, делал это очень профессионально, ведь их студия обрела огромную популярность.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Omega Architects, Ван Венсвеен

Heesen передала владельцу 49-метровую гибридную яхту Home

49,8-метровая суперяхта Home передана владельцу после завершения морских испытаний.

Строительство судна началось под кодовым названием Project Nova. Проект был продан в июле 2016 года. Владелец, опытный яхтсмен, имеющий в собственности несколько яхт, но ни одной Heesen, выбрал итальянского дизайнера Кристиано Гатто для кастомизации интерьеров Home. Гатто работал в тесном контакте с командой владельца.

«Владелец просил нас изменить цветовую схему, детали дизайна и декор, чтобы придать интерьеру современный вид», — сказал дизайнер.

Это выразилось в использовании матовой отделки, линейной стилизации и отдельно стоящей мебели Paola Lenti. Обновленная цветовая палитра интерьеров включила в себя четыре цвета — белый, серый, серебряный и бордовый. Цвета, а также различные материалы отделки и покрытия были использованы для зонирования пространства. Так, были применены два вида дерева — брашированная ель и серое дерево Кото, а в люксах — два вида мрамора, Nero Setta и Bianco Neve.

В задней части солнечной палубы также находится круглый СПА-бассейн.

На корме верхней палубы — обеденная зона с круглым столом для перекусов al-fresco. Пол салона верхней палубы покрыт искусственным тиком Flexiteek для создания единого пространства открытой и закрытой частей палубы.

На главной палубе также царит неформальный современный стиль: застекленная веранда ведет в главный салон с L-образным диваном и крытой обеденной зоной с раздвижным прямоугольным столом, за которым могут уместиться до 10 человек.

Первой яхтой в корпусе Fast Displacement, построенной Heesen, стала 65-метровая Galactica Star. С тех пор верфь выпустила еще три судна с этой формой корпуса: 42-метровую стальную Alive, 50-метровую алюминиевую Sibelle и 55-метровую стальную Azamanta. В отличие от Galactica Star, которая была создана для скорости, Home делает акцент на топливной экономичности.

Несмотря на то, что мощность двгателей мегаяхты относительно скромная — на ней стоят два MTU 12V 2000 M61 по 804 л. с. — Home показывает хорошую максимальную скорость 16,3 узлов. Используя дизель-электрическую установку, яхта может бесшумно передвигаться на 9 узлах.

На 12 узлов Home имеет трансатлантическую дальность хода 3750 миль, неся на борту 45 тыс литров топлива.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector