0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Итоги года в Севастополе

Содержание

Итоги 2019: Севастополь

Основные события и планы, которые так и не удалось воплотить в жизнь

Политика

Отставка губернатора

Немаловажной политической новостью стала отставка губернатора города Дмитрия Овсянникова. Напомним, что бывший глава региона был назначен на должность временно исполняющего обязанности губернатора Севастополя 28 июля 2016 года указом президента. На прямых выборах губернатора, которые прошли в городе 10 сентября 2017 года, при поддержке депутатов Законодательного собрания, он одержал победу, набрав 71% голосов избирателей. Но в итоге севастопольцы оказались недовольны его деятельностью, и 11 июля 2019 года Владимир Путин подписал указ о его отставке с занимаемой должности по собственному желанию. При этом президент объявил ему благодарность за активное участие в общественно-политической жизни России и вернул его обратно работать в Минпромторг России (правда указ об этом был подписан не самим президентом РФ, а председателем правительства Дмитрием Медведевым).

Депутатские выборы

8 сентября 2019 года в Севастополе прошли выборы депутатов в Законодательное собрание города второго созыва. Ознаменовалось данное событие прежде всего низкой явкой избирателей, которая составила всего 29% жителей города. Теперь севастопольский парламент состоит из 24 депутатов, 16 из которых были избраны по партийным спискам, а восемь – по одномандатным округам. Из 24 вновь избранных депутатов шесть прошли в парламент во второй раз. По партийным спискам победу в выборах одержала партия «Единая Россия», однако итоги голосования в многомандатном округе для «ЕР» были неутешительны, она набрала всего 38,5%. При этом почти по 19% набрали КПРФ и ЛДПР, 9% – «СР», 7% – Партия пенсионеров за социальную справедливость. В 6 одномандатных округах одержали победу представители «Единой России», в одном – представитель партии «Зеленых» и еще в одном – самовыдвиженец. Таким образом, «ЕР» получила 14 мандатов, КПРФ и ЛДПР – по 3, «СР», «Пенсионеры» и «Зеленые» – по 1.

Визиты президента

Президент страны не забывал наш регион. За минувший год наиболее знаковыми стали три его визита: первый состоялся 18 марта, в день пятилетия присоединения Крыма к России. Тогда Владимир Путин в Симферополе провел встречу с представителями общественности РК и Севастополя. В рамках визита глава государства ввел в эксплуатацию Таврическую и Балаклавскую ТЭС, побывал на Малаховом кургане в Севастополе, а также на праздничном концерте на площади Ленина в крымской столице.

Второй его визит пришелся на 10 августа 2018 года, тогда Владимир Путин посетил 10-е юбилейное байк-шоу мотоклуба «Ночные волки» на горе Гасфорта в Севастополе. Российский лидер приехал на концертную площадку в кожаной куртке за рулем мотоцикла «Урал». При этом в коляске у него сидел глава Крыма Сергей Аксенов, а на пассажирском месте – врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев.

Также президент России посетил Крым 23 декабря и принял участие в открытии железнодорожного движения по Крымскому мосту. Напомним, что всего после вхождения Крыма в состав РФ глава российского государства посещал полуостров порядка 20 раз, принимая участие в наиболее знаковых для жизни Республики Крым и города Севастополя событиях.

Архитектура и реконструкция

Парк Победы

Немаловажным событием для Севастополя в минувшем году стало завершение реконструкции первой очереди парка Победа. Правда и сегодня в городе бытует очень много нелестных отзывов по данному поводу. Горожан многое не устраивает в том, что сделали с многострадальным парком, который уже обошелся городу больше чем в 1 млрд рублей. Напомним, что реконструкция длилась больше двух лет и привела к смене двух подрядчиков, а завершилась силами третьего. А сам процесс благоустройства парка сопровождался громкими коррупционными скандалами.

Большая Морская

Центральная улица города в минувшем году также подверглась изменениям. Сам проект ее реконструкции и ход ремонтных работ также были достаточно критично восприняты севастопольцами. В итоге в ходе совместных обсуждений документа жителями с властями города проект изменился на 40%, но при этом его до сих пор так и не утвердили. Напомним, что ремонтные работы по замене старых коммуникаций и инженерных сетей начались на центральной улице в первых числах ноября, что привело к транспортному коллапсу. При этом средства на реконструкцию центра города выделила Москва в сумме 2 млрд рублей. Планируется, что в ходе работ будут обновлены коммуникации и инженерные сети. Также строители заменят старую плитку на новую, обновят фасады зданий и переформатируют некоторые участки на пл. Ушакова и Лазарева. Завершение работ намечено на 20 апреля 2020 года.

Парк Учкуевка

Минувший год ознаменовался также и окончанием реконструкции парка Учкуевка. Впрочем, официальная дата открытия назначена только на 28 декабря. Но уже сегодня проект и его исполнение были одобрены и хорошо приняты горожанами. Напомним, что проектировало парк московское архитектурное бюро Wowhaus, которое подготовило и проект реконструкции ул. Большой Морской.

Достижения

Открытие Балаклавской ТЭС

Запуск Балаклавской ТЭС состоялся в марте минувшего года при участии президента РФ. Напомним, что теперь станция предоставляет 470 мВт электроэнергии и обеспечивает энергетическую безопасность Севастополя, соединившись энергомостом с материковой Россией. Теперь возможность нового блэкаута сведена к минимуму, а сам объект был построен компанией, которая входит в структуру госкорпорации «Ростех».

Единая городская карта

Также немаловажным событием для жителей города стал запуск Единой городской карты Севастополя (ЕГКС), позволяющей оплачивать поездки в общественном транспорте с помощью безналичного расчёта. Речь идёт как о безымянной карте, так и об именной: для пенсионеров и лиц других льготных категорий граждан. Данный проект завершился в апреле минувшего года и достаточно радикально переформатировал подход к пассажирским перевозкам. В итоге на безналичный проезд перешли все городские перевозчики, как государственные, так и частные, и в результате у последних возник конфликт с властями, так как компенсацию за оплату безналом транспортникам выплачивают с большими задержками.

Запуск поезда «Санкт-Петербург – Севастополь»

Ну и наконец, наверное, самым знаковым событием минувшего года стало возобновление железнодорожного сообщения Крыма и Севастополя с материком. В декабре уходящего года Президент России Владимир Путин принял участие в открытии нового железнодорожного сообщения. В Севастополе встреча первого поезда «Таврида» из северной столицы состоялась 25 декабря. По плану данный состав должен преодолеть 2741 километр за 43,5 часа и пройти через девять областей, три города федерального значения, край, республику, пересечь 118 рек, в том числе Волхов, Волгу, Оку, Дон, Кубань. Планируется, что всего на данный маршрут выйдут пять одноэтажных поездов, состоящих из купейных и плацкартных вагонов. При этом из Москвы в Симферополь и обратно с 24 декабря начали курсировать четыре двухэтажных состава с вагонами купе и СВ (№ 27/28). Данный путь длиной 2009 километров должен занимать 33 часа.

Не успели

Конечно, за минувший год в Севастополе была проделана немалая работа, но многое власти города сделать так и не успели. К примеру, печальная ситуация состоит с освоением ФЦП. Так, по итогу за 10 месяцев текущего года кассовое исполнение составило всего 34,7% от бюджетных соглашений, а это порядка 4,23 млрд рублей. При этом основные итоги освоения ФЦП за минувший год будут озвучены в январе 2020 года.

Очистные «Южные»

Также власти города до сих пор не могут найти подрядчика для завершения реконструкции канализационных очистных сооружений «Южные». Напомним, что уже третий аукцион, прошедший 11 ноября, был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок. При этом ранее правительство Севастополя перечислило более двух миллиардов рублей аванса на расчётный счёт экс-подрядчика КОС «Южные» в ПАО «ОФК БАНК», у которого была отозвана лицензия на ведение банковских операций. Бюджетные средства до сих пор не удалось вернуть. Разбирательства по этому делу до сих пор продолжаются.

Приют для бездомных

Также не был реализован проект по строительству приюта для людей без определенного места жительства. При этом до сих пор даже не выбрано конкретное место для его создания. Напомним, что на сегодняшний день в нашем городе нет ни одного приюта для бездомных, хотя ещё в 2017 году Президент России Владимир Путин дал губернатору города Дмитрию Овсянникову распоряжение – построить такое учреждение. После чего на протяжении несколько лет чиновники говорили о том, что ищут подходящее здание. Затем приют хотели организовать в селе Хмельницкое, в здании бывшего детсада. Однако местные жители, узнав о перспективе такого соседства, выразили недовольство. В итоге люди без определенного места жительства вынуждены вновь зимовать на лавочках, в подвалах и на чердаках города-героя.

Впрочем, из-за специфики газетного формата, данный список невыполненных перед городом и севастопольцами обязательств и обещаний далеко не полный. И поэтому очень хочется надеяться на то, что в наступающем новом году городские власти всё же более основательно подойдут ко взятым на себя обязательствам и более плодотворно будут решать поставленные перед ними задачи. Ведь надежда-то умирает последней…

Анна Чудакова
Фото Архив КТ
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 560 от 27 декабря 2019 года

Итоги года в Севастополе

Итоги 2019 года в Крыму и Севастополе: успехи против провалов

Уходящий 2019 год подходит к концу, и настало время подводить итоги. Для Севастополя год оказался насыщенным политическими событиями, а вот инфраструктурного и экономического прорыва не произошло. В Республике Крым ситуация более стабильная — политических баталий там нет, по крайней мере публичных, но тоже есть свои сложности.

В успехах и провалах региональных властей полуострова разбирался собкор «Ридуса».

Политика неспокойного Севастополя

С точки зрения политических событий 2019 год стал одним из самых насыщенных за последние пять с половиной лет российского Севастополя. В городе-герое за год местное отделение «Единой России» дважды сменило свое руководство, второй губернатор Дмитрий Овсянников «ушел в отставку», а во время выборов в законодательное собрание федеральный центр значительно зачистил политическое поле региона. Пожалуй, вся политическая палитра крутилась вокруг парламентской кампании.

В конце января в Севастополь под протекцией главы генсовета «Единой России» Андрея Турчака в город забросили предвыборный десант из «Боевого братства», который должен был провести предвыборную кампанию.

Цель, которую тогда ставил федеральный центр, — минимизировать влияние «народного мэра» Алексея Чалого в парламенте (до этого у «народного мэра» было большинство — 13 сторонников из 24 депутатов) и получить большинство голосов партии власти на выборах. Региональное отделение «Единой России» возглавил зампред общероссийского объединения ветеранов «Боевое братство» Дмитрий Саблин.

Ситуация в регионе для российских политических реалий сложилась достаточно нетипичная. После смены партийного руководства в Севастополе единороссы в конфликте «Чалый — Овсянников» приняли сторону «народного мэра». К тому же в партии на федеральном уровне приняли решение провести праймериз в самом закрытом варианте из возможных — по четвертой модели. То есть за кандидатов в заксобрание от «Единой России» голосовали только члены регионального политсовета, причем не поименно, тайно.

Читать еще:  Яхт клуб Эдельвейс Саратов

Но даже несколько этапов праймериз оказались бессмысленными, так как в итоге руководство регионального отделения и генсовет партии отобрали «правильных кандидатов» и сами расставили их в списке в нужном порядке, в результате на проходных местах оказались «нужные люди».

Кампания единороссов была построена на противостоянии с региональной исполнительной властью. В ходе праймериз все кандидаты от экс-губернатора Дмитрия Овсянникова оказались за бортом. Бывшему главе региона, который отличается вспыльчивым характером, это не очень понравилось, и по его распоряжению в городе дважды сносили билборды с агитацией «Единой России».

Партия власти оказалась в оппозиции губернатору и была лишена административного ресурса, и это уже реально напрягло федеральные власти. Тем более что все происходило в публичной сфере.

Примечательно, что, по данным закрытых соцопросов, следствием противостояния главы региона с партией власти и Алексеем Чалым, на фоне агрессивного пиара правительства, у экс-губернатора сильно вырос рейтинг доверия населения. Но сохранить должность господину Овсянникову это не помогло. За два месяца до выборов он «ушел в отставку».

Новым главой Севастополя президент назначил экс-главу Общероссийского народного фронта (ОНФ) Михаила Развожаева.

Вскоре в ходе начавшейся избирательной кампании в региональный парламент были сняты с выборов немало потенциальных кандидатов. Так, например, из-за ошибок в подписных листах региональный избирком не допустил к выборам сторонников Алексея Чалого среди одномандатников, а также две лояльные партии «Родина» и «Зеленые». Это касалось и ряда самовыдвиженцев из других политических сил.

Но поднять безнадежно упавшие рейтинги «Единой России» не помогла ни отставка губернатора, ни недопущенные к выборам кандидаты. В ходе голосования «Единая Россия» с большим трудом взяла большинство мест в парламенте.

Если в 2014 году партия шла на выборы под брендом команды Чалого и на волне Крымской весны набрала 76%, то в 2019-м, после столкновения с российскими реалиями и пенсионной реформы, ее рейтинги просели до общероссийских 30—35%.

Хотя единороссы проиграли только один округ из восьми, результат партии по спискам составил всего 38,5% голосов. К тому же Севастополь опять отличился, и в местном парламенте оказалось сразу пять оппозиционных партий. Второе место досталось КПРФ (18,7%), третье — ЛДПР (18,55%).

Преодолели пятипроцентный барьер «Справедливая Россия» (8,78%) и непарламентская Партия пенсионеров (6,87%). И если в КПРФ, ЛДПР и СР в основном состоят украинские элиты, которые и при России время от времени высказывали лояльность к местной действующей власти, то лидеры списка Пенсионеров России — сторонники Чалого, как и часть лидеров списка «Единой России» и ее одномандатников.

Конечно, теперь в региональном парламенте у фракции ЕР формальное большинство, но как изменится расклад в случае конфликта Чалого с исполнительной властью, спрогнозировать можно. Потому для усиления позиций вскоре после выборов главой регионального отделения партии власти стал врио губернатора Михаил Развожаев, сособный наладить диалог элит.

Заксобрание второго созыва: по-новому

Прежний состав парламента Севастополя вел активную работу. Проводились депутатские проверки, выезды на очень проблемные точки. Из-за конфликта с экс-губернатором чаловское большинство регулярно отклоняло законопроекты регионального правительства, в которых находили недоработки или подозрение на коррупционную составляющую.

Так, например, был отклонен прогнозный план приватизации на 2019—2021 годы. В проекте закона депутаты обнаружили, что чиновники накачивают непрофильными активами некоторые предприятия для приватизации.

К тому же некоторые госкомпании, предназначенные для продажи в частные руки, и вовсе оказались монополистами. Например, ГУП «Севастопольтелеком» — владелец практически коммуникаций связи Севастополя. Шла борьба и по природоохранной линии. На определенные законопроекты глава региона даже накладывал вето, так как территории, для которых депутаты требовали особо охраняемый статус, планировалось отдать частным подрядчикам для туристического бизнеса или охоты. И таких примеров было немало.

Иногда депутаты использовали сессии и заседания профильных комитетов заксобрания скорее как трибуну для политических высказываний в войне против экс-губернатора и уходили от конструктивного противостояния.

После выборов и смены губернатора все поменялось. Региональный парламент стал буквально ручным и перестал выбиваться из общероссийских трендов.

«Команда Алексея Чалого» потеряла большинство в парламенте, теперь из 24 депутатов вместо 13 сторонников «народного мэра» осталось всего шесть ярко вы р аженных представителей его команды. Конечно, в парламенте есть условная оппозиция — фракция КПРФ из трех человек и фракция «Справедливой России», в составе которой всего один представитель. Однако даже если они и выступают с трибуны с критикой инициативы или законопроекта правительства, то зачастую голосуют все равно за.

Если в некоторых случаях они и выступают против, то из-за недостатка голосов это все равно не дает никакого результата. Даже если предположить, что сторонники Чалого и условная оппозиция могут объединиться в коалицию, то и тогда у них все равно будет недостаточно голосов — всего десять вместо необходимых 13 или хотя бы паритета. Хотя такой сценарий маловероятен, так как исторически сложилось, что севастопольские коммунисты и эсеры с командой Чалого относятся к разным группам влияния местных элит.

В целом, если говорить о законотворчестве, то за неполные четыре месяца работы депутатов второго созыва севастопольского парламента было принято 13 законопроектов. При этом девять из них — это внесения изменений в существующие законы и изменение устава города в связи с переформатированием. Например, теперь в заксобрании три вице-спикера вместо одного, а также сменились названия и количество профильных комитетов и комиссий.

В ожидании экономического прорыва

Севастополь не стал депрессивным регионом благодаря щедрому финансированию федерального центра. В регион до 2022 года предполагается вложить более 100 млдр рублей из федерального бюджета для строительства и возрождения различной инфраструктуры. Значительная часть средств заложена в федеральной целевой программе социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2022 года. Еще часть средств, более 22 млрд рублей, выделяется из бюджета Москвы.

Однако под конец года динамика освоения всех этих федеральных миллиардов достаточно сложная. Если в соседнем Крыму предварительный процент освоения ФЦП составляет 86%, то в Севастополе, по разным данным, эта цифра варьируется от 45% до 60%.

В Дирекции ФЦП по Крыму и Севастополю изданию «Акценты» сообщили, что в городе-герое освоено менее 46% по ФЦП, а в правительстве Севастополя «Ридусу» сообщили, что этот показатель выше и составляет 55%. На конец октября этого года кассовое исполнение ФЦП в Севастополе составляло всего 33%. Позже глава региона Михаил Развожаев уверял журналистов, что этот показатель на конец года составит около 90%.

Также господин Развожаев заявлял, что до конца года должно начаться строительство нескольких крупных объектов: канализационных очистных сооружений «Южные», больницы скорой медицинской помощи, онкологического диспансера. Кроме того, власти ищут подрядчика для строительства индустриального парка «Гераклид». И это только часть объектов стоимостью больше 1 млрд рублей. Конкурсы проводятся по четыре-пять раз, но подрядчиков все нет.

В Крыму свои проблемы

В Республике Крым, в отличие от Севастополя, ситуация более стабильная — активно строится федеральная трасса «Тарвида», этим летом ввели в эксплуатацию электростанции.

Ну, а запуска железнодорожной ветки моста в Крыму и Севастополе ждали пять лет. Сейчас эксперты предполагают, что это даст толчок развитию туризма на полуострове.

Глава республики Сергей Аксенов допускает, что в части снижения цен на продовольствие нужно будет оценивать ситуацию после запуска движения грузовых поездов по Крымскому мосту в 2020 году. Еще одним инструментом для понижения стоимости продуктов, по мнению Аксенова, станет организация 20 тысяч ярмаркок, которые проведут в следующем году. Сейчас на подобных ярмарках цены что в Севастополе, что в Крыму — практически не отличаются от средних по региону.

Впрочем, надо признать, что участие регионального руководства в главных достижениях республики было довольно косвенным. Между тем некоторые вопросы, которые как раз-таки в ведении крымского правительства, оказались не решенными.

Например, сорван срок ввода в эксплуатацию республиканской клинической больницы под Симферополем. Клинику должны были сдать в декабре, и власти даже обещали открыть ее еще до сентябрьских выборов.

На итоговой пресс-конференции глава республики объяснил задержку закупкой иностранного оборудования, хотя раньше власти сообщали, что оно будет российское.

Еще один объект ФЦП, по которому крымские власти сорвали сроки, — реставрация кукольного театра — из-за обнаружения критических ошибок в проектной документации.

Кроме того, компания «Меандр», подрядчик Минкульта, «напортачил» в одном из корпусов при реконструкции Ханского дворца в Бахчисарае.

В Симферополе встретили первый поезд из Москвы

В своей итоговой пресс-конференции глава Крыма сообщил, что 46 объектов ФЦП, которые начали строить, в 2019 году так и не довели до финала.

Например, 24 детских сада так и не сданы, а в некоторых случаях из-за нарушения проекта при строительстве подрядчиками ряд работ придется переделывать. По мнению главы республики, эти 46 объектов придется достраивать с повторным выделением бюджетных средств. «Другого варианта на сегодняшний день нет. При этом чем дальше мы будем тянуть в части принятия решения, тем дороже это обойдется», — пояснил Аксенов.

Глава Крыма во время пресс-конференции также заявил, что считает низкие доходы населения, высокие цены на продовольствие и ситуацию в здравоохранении главными проблемами республики.

Сергей Аксенов отметил, что в сейчас в Крыму 17% населения имеют низкие доходы, но к 2024 году их количество должно быть сокращено до 8%. По его словам, в решении этой проблемы может помочь реализация неких программ, в том числе ФЦП. Кроме того, глава региона считает, что изменить ситуацию помогут «обучение и помощь предпринимателям» и «создание комфортной бизнес-среды» — все это должно подвигнуть инвесторов создавать рабочие места и вкладывать деньги.

Однако, если судить по реализации проекта ФЦП, предполагающего строительство индустриальных парков, власти республики пока не сильно преуспели даже в создании бизнес-среды. Реальных резидентов нет, есть только многочисленные соглашения о намерениях, которые юридически инвесторов ни к чему не обязывают.

Напомним, «Ридус» уже писал, что строительство индустриального парка «Феодосия» должно было стартовать, как ранее заявляли в государственной компании «Корпорация развития Республики Крым», еще летом 2018 года. Однако работы неоднократно откладывались из-за различных проблем, связанных в том числе с поиском подрядчика, и начались только весной 2019-го.

Строительство второго индустриального парка «Евпатория», похоже, вообще кануло в Лету. В процессе проектирования выяснилось, что стоимость подключения индустриального парка «Евпатория» сравнима с суммой, выделенной в ФЦП на строительство всех парков.

С третьим парком у властей региона тоже не сложилось. Участок, выделенный под индустриальный парк в Бахчисарае, оказался «через дорогу» от железнодорожных путей на другой стороне скоростной многополосной федеральной трассы «Таврида». Другого пока нет.

Впрочем, по словам замглавы Минэкономразвития Сергея Назарова, возможно, ФЦП по развитию Крыма и Севастополя продлят на три года. На это правительство, по словам господина Назарова, готово выделить дополнительные 200 млрд рублей. Вопрос в том, смогут ли крымские и севастопольские чиновники справиться.

Итоги 2018 года в Севастополе. Экономика

Независимое телевидение Севастополя продолжает подводить итоги ушедшего 2018 года. На этот раз мы поговорим о главных событиях в экономической сфере города-героя. Севастопольцы теряют рабочие места, особенно это касается мелких предпринимателей. Слабая реализация Федеральной целевой программы местным Правительством и скандалы в Корпорации развития Севастополя. Основные достижения прослеживаются лишь в отраслях, находящихся в ведомстве Минобороны или крупных госкорпораций.

Читать еще:  Весенняя коллекция Henri Lloyd

Севастополь чудом встретил 2019 год с принятым трёхлетним бюджетом. Депутаты Законодательного собрания одобрили документ ещё 20 ноября. Но ряд положений не устроил членов местного Правительства. К тому же, вместо того, чтобы подписать бюджет, а затем вносить в него изменения путём внесения поправок, губернатор Дмитрий Овсянников предпочёл наложить на главный финансовый документ города вето. Этим он максимально затянул принятие бюджета. Депутатам повторно пришлось вычищать главный финансовый документ от странных и необоснованных многомиллионных трат. Не сумев продавить необходимый вариант бюджета члены Правительства устроили политическое шоу, обвинив парламентариев в уничтожении государственного телеканала ИКС — им выделено всего 20 млн рублей на год.

ИЛЬЯ ПОНОМАРЁВ, заместитель губернатора Севастополя:

«Конечно, решить задачу практически на 80 процентов сокращения ТВ – задача будет непростая. Но важнее для нас было обеспечить принятие бюджета до нового года, иначе последствия были просто катастрофическими».

Но Севастопольская телерадиокомпания стала, как оказалось, заложником ситуации, разменной монетой. Правда в том, что депутаты предлагали выделить 65 млн на финансирование Информационного канала Севастополя — этого достаточно для нормальной деятельности компании.

ТАТЬЯНА ЩЕРБАКОВА, председатель постоянной комиссии по социально-гуманитарным вопросам Законодательного собрания Севастополя:

«Однако позиция коллег по согласительной комиссии из Правительства была такая: либо 102, либо 20. Ну мы и не стали сильно противиться».

Тем не менее, в бюджет 2019 и планового периода 2020-2021 годов вновь заложены большие проекты, направленные на развитие Севастополя. В основном — это объекты Федеральной целевой программы. Так же было и в 2018-м. При общем бюджете в 46 млрд рублей, 18 млрд — это средства ФЦП. Но её исполнение в прошлом году, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если в Республике Крым этот показатель превысил 90%, то Севастополь к ноябрю не выполнил и пятой части программы, а к концу года по информации замминистра экономразвития Сергея Назарова, едва достиг 60%. 2 крупнейших провала: миллиардная реконструкция Парка Победы, куда зашёл уже третий подрядчик, а обещания сдать объект так и остались обещаниями и канализационно-очистные сооружения «Южные», где в лопнувшем банке пропали 2 млрд рублей — тридцатипроцентный аванс на их строительство.

АЛЕКСЕЙ ЧАЛЫЙ, депутат Законодательного собрания Севастополя:

«Очистных не будет, это уже понятно. К сожалению, все могут утешится — не будет никогда. это было понятно некоторое время назад, а Назаров (замминистра экономразвития РФ, — прим.ред.) сейчас подтвердил. Вместо этого мы имеем разруху. Эти деньги конвертированы в разруху».

Привлекать инвесторов в город местному Правительству тоже не удаётся. Апогеем стал скандал с увольнением директора Корпорации развития Севастополя Олега Николаева. Через губернаторский телеканал ИКС в апреле его обвинили в провале реализации проекта индустриального парка, а в мае уволили с поста директора Корпорации.

ОЛЕГ НИКОЛАЕВ, экс-директор Корпорации развития Севастополя:

«Прозвучала информация, что мы, якобы, привлекаем в Индустриальный парк Севастополя фейковых инвесторов. На самом деле, те восемь инвесторов, которые были нами привлечены в последнее время, были привлечены именно Корпорацией, а те 16, которые были привлечены до нас, это те резиденты, которых привлек еще Градировский. Какими критериями он руководствовался, чтобы называть многие уважаемые компании «фейками»?»

Тем не менее, прошло полгода с момента смены руководства Корпорации развития Севастополя, но о привлечении инвесторов новой информации так и не появлялось. Компании не торопятся заходить на севастопольский рынок. Они видят, какие проблемы испытывают предприятия, которые давно работают в нашем городе. В угоду филиалу рыбинской верфи «Вымпел» свою основную производственную площадку потерял завод «Южный Севастополь». Крупнейший налогоплательщик города — Инкерманский завод марочных вин — тоже испытывает большие имущественные проблемы. Но самое громкое дело 2018 — закрытие торгово-развлекательного центра «Муссон». Полгода севастопольцы были лишены главного места досуга, предприниматели потеряли более 1,5 тысяч рабочих мест, а казна города не досчиталась десятков миллионов рублей налогов. Лишь накануне Нового года «Муссон» вновь открыл свои двери.

ВЛАДИМИР ПЛОТКА, генеральный директор ПАО «Муссон»:

«Первый объект, который у нас работает в торговом центре, он уже сегодня начал работу, – моечное отделение. Мы хотим смыть ту грязь, которой нас поливали на протяжении полугода. Столько грязи и столько неправды, которую я слышал в свой адрес, в адрес торгового центра, в адрес «Муссона», самое обидно, от руководителей город: от Ильи Понамарева, Дмитрия Овсянников. Я, честно говоря, не ожидал совсем такого. Очень обидно, что пришлось полгода доказывать и объяснять нашу правоту. И, благодаря судам и другим заключениям, я надеюсь, что руководство поняло, что оно натворило в самом начале этого этапа».

Страдает и малый бизнес. 300 предпринимателей буквально выброшены на улицу со Сталинградского рынка, сам рынок снесён. Места на городских ярмарках достаточно, уверяют чиновники, но разве могли три сотни предпринимателей за неделю разом найти себе новую торговую точку? Из-за действий местного Правительства ещё несколько сотен небольших компания оказались под угрозой закрытия. Чиновники изменили методику расчёта стоимости размещения нестационарных торговых объектов. В результате сумма аренды земли у некоторых предпринимателей возросла в 20 раз!

АНДРЕЙ ЛАРИОНОВ, директор ООО «220-М»:

«Коэффициент буквально 1,5 месяца назад был понижен, один из коэффициентов, который был заложен в новой методике, был понижен с 1 до 0,5. Соответственно, сумма арендной платы за размещение НТО составляет более 300 тысяч рублей. Но, опять-таки, это не та сумма, которую мы можем платить без ущерба для развития бизнеса. Мы платим фактически всю сумму, которую зарабатывает это СТО. Наше СТО стало практически неконкурентоспособным по отношению к такому же СТО, которое находится напротив, но имеет стационарные торговые объекты».

ТИМОФЕЙ СМИРНОВ, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Севастополе:

«Моя позиция остаётся неизменной. На сегодняшний день я не вижу обоснования для такого жесткого увеличения стоимости за размещение. Мы ищем аргументацию для того, чтобы свою позицию изложить в суде. Мы считаем, что коэффициент все-таки завышен и те доказательства, которые мы хотим предъявить, они сводятся к тому, что методика расчета за размещение НТО должна сводиться к стоимости аренды земельного участка».

Все эти проблемы отразились и на доходах рядовых севастопольцев. Эксперты РИА Новости составили рейтинг, в котором рассчитали соотношение средних зарплат к стоимости стандартного потребительского набора в ста крупнейших городах России. Севастополь расположился на 99 месте опередив лишь двухсоттысячные Шахты Ростовской области. То есть, средней зарплаты хватит лишь немногим более чем на один стандартный набор товаров и услуг, тогда как у лидеров рейтинга этот показатель составляет 3,5. Содержать детей или копить на машины и жилье достаточно сложно большинству жителей – отмечают эксперты РИА Новости.

Дела налаживаются там, где государство напрямую влияет на работу компаний. На первом стапеле филиала «Севастопольский морской завод» Центра судоремонта «Звёздочка» в 2018-м заложили тяжёлый плавучий кран «Григорий Просянкин», грузоподъёмностью 700 тонн. При чём разработало проект севастопольское центральное конструкторское бюро «Коралл».

СЕРГЕЙ МАРИЧЕВ, генеральный директор АО «Центр судостроения «Звёздочка»:

«Этот проект действительно очень важен, очень важен он по нескольким причинам. Во-первых, он очень нужен заказчику «Севмашу», потому что на «Севмаше» он развяжет многие логистические цепочки погрузочно-разгрузочные, во-вторых, он очень важен для «Севморзавода», который сейчас восстанавливает компетенции в строительстве плавучих кранов и, конечно, он очень важен для рабочих, для людей, для жителей Севастополя, потому что это заказ, это зарплата, это бытовые и социальные условия».

13-й судоремонтный завод загружен Гособоронзаказом до 2020 года. Предприятие занимается ремонтом подлодок проекта 636 «Варшавянка» и современных корветов. Уже расписан план модернизации материально-технической базы завода.

АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВ, директор 13-го судоремонтного завода ЧФ МО РФ:

«Первый этап — финансирование более 2 млрд рублей на закупки станочного и технологического оборудования, автотранспортный парк. Второй – после 2020 года интеграции в ОСК – глубокая модернизация. Там объём тоже в районе 2 млрд».

Возрождается и Севастопольское авиационное предприятие. Заводу в 2018-м исполнилось 89 лет. А летом стало известно о планах его акционирования и включения в холдинг «Вертолёты России».

ВЛАДИМИР ЁЖИКОВ, исполняющий обязанности директора Департамента экономического развития Правительства Севастополя:

«Наверняка все знают, что на предприятии был ряд проблем, связанных с загрузкой, с выплатой зарплаты. Для примера, у нас в 2015 году объем производства был порядка 100 миллионов рублей, в 2016 – 160 млн., 2017 – 210 млн. В этом году за этот квартал предприятие уже выполнило работ на 160 миллионов рублей».

Основные вливания в экономику Севастополя продолжают поступать из федерального центра. Российский бизнес не торопиться инвестировать в наш город, наблюдая за проблемами местных предпринимателей издалека. А Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя нашим чиновникам показалось недостаточно. Крупные вливания на этот раз ожидаются от Правительства Москвы. За 3 ближайших года столица выделит на развитие социальной инфраструктуры и комфортной городской среды в Севастополе 22 млрд рублей. Но как этими деньгами распорядятся в местном Правительстве?

Экономические итоги года в Крыму и Севастополе

НБ2020

Экономические итоги года в Крыму и Севастополе

Читать так-же

Полезное

Веб-камеры

Веб-камеры в Крыму

Экономические итоги года в Крыму и Севастополе

2019 год был для крымской экономики годом больших надежд – слишком уж серьезные ожидания возлагались на открытие автомобильного моста через Керченский пролив. Однако эффект от его появления оказался довольно ограниченным – по мосту в Крым приехало много новых туристов, но не инвесторов с материка.

Именно резкий провал инвестиций, прежде всего частных, в 2019 году свидетельствует о нарастании системных проблем в экономике Крыма, и чем ближе к завершению «стройки века», тем больше понимание, что ставка на гигантские вложения в инфраструктуру не оказалась панацеей.

Туризм: новый временный потолок

Курортный сезон-2019 для Крыма оказался как минимум не хуже, чем в 2018 году, когда благодаря открытию моста полуостров получил значительный приток гостей. Как сообщил в конце октября глава РК Сергей Аксенов, количество туристов превысило показатели 2018 года на 70 тысяч человек, а всего летом в Крыму побывало 6,87 млн отдыхающих.

О том, почему предъявляемая властями статистика турпотока является весьма приблизительной, автор этой статьи подробно писал в другом материале, и здесь можно лишь добавить, что приводимые официальными лицами данные, не претендуя на доскональную точность, все же иллюстрируют общий тренд.

Если судить по другим показателям официальной статистики, то небольшое увеличение турпотока, скорее всего, в самом деле произошло.

В частности, по данным Крымстата за десять месяцев, оборот розничной торговли на полуострове вырос на 3,8% к январю-декабрю 2018 года, а оборот предприятий общепита за это же время увеличился на 6,5%. Кроме того, аэропорт Симферополя по итогам весенне-летней навигации (с 31 марта по 26 октября) сообщил об увеличении пассажиропотока на 40 тысяч человек, до 4,1 млн пассажиров.

При таком довольно скромном приросте стоимость отдыха в Крыму благодаря открытию моста резко снизилась. В середине лета сервис Тravelata.ru приводил такие показатели: за год средняя стоимость тура в Крым снизилась на 26%, до 35,1 тысячи рублей, прежде всего за счет снижения цен на авиабилеты. При этом, как показал проведенный в сентябре опрос ВЦИОМ, 93% гостей Крыма остались довольны летним отдыхом. Чего не скажешь о его организаторах: на протяжении всего летнего сезона поставщики туристических услуг жаловались на то, что доля платежеспособной публики постоянно падает, отдыхающие в основном настроены на минимальные траты на курортах. Это, безусловно, заставляет вспомнить об украинских временах, когда отдых в Крыму пользовался большим спросом у аудитории с низкими бюджетами.

Читать еще:  Как провел лето Джастин Бибер

Главная интрига следующего туристического сезона заключается в том, приведет ли открытие железнодорожного сообщения в Крым к новому серьезному увеличению потока отдыхающих. Согласно оценкам, звучавшим в начале 2019 года, уже в 2020 году по железной дороге в Крым должны прибыть 2,6 млн пассажиров, а в 2025 году – 4,1 млн человек. Однако вряд ли это будет «чистый» рост, поскольку с большой вероятностью поезда оттянут на себя часть уже существующего потока – многие предпочтут железную дорогу путешествию в Крым на самолете или автомобиле. Так или иначе, от появления железной дороги выиграет в первую очередь потребитель.

Цены: мост не сбавил рост

2018 год Крым завершил на первом месте по темпам инфляции среди регионов Южного федерального округа – ее общий уровень составил 5,5% (в среднем по ЮФО – 4%), а цены на продовольственные товары выросли почти на 7%. В 2019 году наблюдалась практически та же самая картина.

По данным Крымстата, за девять месяцев 2019 года индекс потребительских цен на полуострове вырос на 5,6%, а продовольственные товары за это же время подорожали на 6,8%. Для сравнения, в среднем по ЮФО индекс потребительских цен за январь-сентябрь вырос всего на 2,1%. Иными словами, запуск автомобильного моста в Крым на темпах инфляции практически не сказался, хотя ожидания по этому поводу были самые радужные.

Например, еще в феврале прошлого года глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявлял: «Думаю, что ввод Крымского моста обязательно приведет к удешевлению продуктов питания в Крыму. Будем наблюдать, чтобы не было сговоров в этой ситуации. Когда вся Россия будет туда поставлять продукты, это точно будет так».

Открытие железнодорожной части моста тоже вряд ли станет панацеей, к тому же вопрос о приходе в Крым крупных российских сетей до сих пор не решен.

«Мы не ожидаем мгновенного снижения цен или даже снижения цен даже в течении месяца. Ожидать этого не стоит. Мы говорим о стабилизации цен и о том, что это станет дополнительным фактором снижения цен на все группы товаров: продовольственные и непродовольственные, строительные материалы и так далее», – заявил в середине октября на пресс-конференции заместитель министра промышленной политики РК Ян Латышев.

Не произошло принципиальных изменений и с ценами на горючее в Крыму. Согласно октябрьским данным Росстата, Симферополь и Севастополь по уровню стоимости топлива по-прежнему находились в одном ряду с региональными центрами Дальнего Востока, где высокая цена горючего формируется значительными транспортными издержками. В Крыму же причина дороговизны бензина неизменна – отсутствие внешней конкуренции.

Привычные декларации властей о «работе над вопросом» в 2019 году продолжились.

«Я думаю, что нам удастся в Крыму выровнять цены со среднероссийским уровнем. В середине года», – заявил в апреле на Ялтинском международном экономическом форуме вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак.

Однако на начало декабря, по данным органов статистики, стоимость горючего в Крыму заметно превышала цены в других региональных центрах ЮФО. Особенно заметный разрыв – по дизельному топливу: в Севастополе литр дизеля стоил в среднем 49,47 рубля, в Симферополе – 49,36 рубля, в Ростове-на-Дону – 45,62 рубля, в Краснодаре – 45,45 рубля. Согласно данным недавнего исследования агентства РИА «Рейтинг», по доступности дизельного топлива (объем горючего, который можно купить на среднюю зарплату) Республика Крым находится на 63 месте в России, Севастополь – на 63-м.

В октябре Сергей Аксенов сообщил о планах пригласить на полуостров крупную сеть АЗС из Татарстана, но даже если этот замысел будет реализован, вряд ли стоимость горючего изменится в пользу потребителя сразу. Быстрый эффект от ввода железнодорожной части моста также неочевиден. Еще в мае заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский спрогнозировал снижение цен на топливо до общероссийского уровня можно ожидать лишь в трехлетней перспективе.

Инвестиции: бизнесу здесь не место

Если в 2018 году Крым показал один из лучших среди российских регионов показателей динамики инвестиций в основной капитал – плюс 34,1%, а в абсолютных показателях 296 млрд рублей, то в 2019 году Крым рискует оказаться среди тех, где инвестиции больше всего просели.

По данным Крымстата, инвестиции в основной капитал за девять месяцев 2019 года сократились на 39,5%, причем на средства федерального бюджета в инвестициях в экономику Крыма и Севастополя пришлось, соответственно, 71% и 61% от общего объема капиталовложений.

В целом такой провал легко объясним: с завершением таких мегапроектов, как строительство автомобильной части моста и новых электростанций, поступление средств в экономику Крыма было совершенно ожидаемым. Нечто подобное несколько лет назад происходило, скажем, в Краснодарском крае, где после Олимпиады 2014 года тоже наблюдалось падение инвестиций.

Другое дело, что в Крыму этот спад пока даже близко не компенсируется инвестпроектами, которые заявляет и реализует частный бизнес. Характерным примером того, насколько были преувеличены первоначальные ожидания на его активность, стала недавняя корректировка ожидаемых поступлений от инвестиции потенциальных резидентов будущего индустриального парка в Севастополе – после корректировки инвестпроектов их объем был снижен более, чем на порядок, с 6,5 млрд до 629 млн рублей.

Инвестиционная привлекательность Крыма существенно снизилась после того, как резидентам свободной экономической зоны (СЭЗ) перестали предоставляться льготы по страховым взносам. Непосредственным результатом этого стало резкое падение заявок на присоединение к режиму СЭЗ, а на деле и снижение числа ее участников. Окончание реализации инвестпроектов участников СЭЗ, заключивших договора в 2015-2017 годах, Минфин РК по итогам восьми месяцев назвал одной из причин падения инвестиций, наряду с завершением основных этапов «строек века». Причем внебюджетные инвестиции снизились еще сильнее (в 1,9 раза к первому полугодию 2018 года), чем бюджетные, которые сократились на треть.

Учитывая то, что новых мегапроектов масштаба моста или трассы «Таврида» в Крыму в обозримом будущем не появится, все дальнейшие надежды надо возлагать на частных инвесторов с материка, которые на полуостров по-прежнему не торопятся.

Но чтобы в бесчисленный раз не уходить в абстрактные рассуждения о качестве инвестиционного климата в Крыму, достаточно обратиться всего к одному формальному показателю, по которому любой потенциальный инвестор может сразу составить представление о привлекательности региона для своих вложений. Этот показатель – доля убыточных организаций.

По данным Крымстата, по итогам семи месяцев 2019 года в убыток работало 41,9% предприятий полуострова, а общий объем их убытков вырос на 5,5% к январю-июлю 2018 года, до 4,655 млрд рублей (причем без учета малого предпринимательства). В отраслевом разрезе наибольшая доля убытков пришлась на компании в сфере транспортировки и хранения (26,8% от общего объема убытков) и промышленность (23,9%). Показательна и статистика убыточности внутри отдельных секторов – в частности, среди крымских предприятий, ведущих деятельность в области гостиниц и общественного питания, убыточны почти две трети — 62,5%. Последняя цифра красноречиво подтверждает обоснованность жалоб на то, что отдыхать в Крым едет главным образом публика, весьма ограниченная в средствах.

Для сравнения, в среднем по России за восемь месяцев 2019 года доля убыточных предприятий составляла лишь 30%. Ради полноты картины необходимо также добавить, что на конец 2017 года в убыток работало существенно меньше крымских предприятий – 35%, и доля их сокращалась.

Несколько слов стоит сказать и о распределении прибыли крымских компаний. Общий ее объем за семь месяцев 2019 года снизился на 4,1%, до 10,9 млрд рублей, и больше трети этого «пирога» (35,8%) досталось предприятиям, которые занимаются торговлей и авторемонтом. В ситуации, когда значительная часть товаров повседневного спроса, поставляется с материка, такая картина совершенно предсказуема: потребительские цены, растущие в Крыму быстрее, чем на «большой земле», в конечном итоге конвертируются в прибыли торговцев.

Строительство: в заложниках у реформы

Серьезным драйвером для частных инвестиций в Крыму традиционно называется строительство жилья, и прошлый год давал надежду на то, что этот сегмент понемногу раскачивается: в 2018 году темпы прироста многоквартирного жилья в РК оказались лучшими в России, а Севастополь вышел на первое место по динамике ввода жилья в целом. Однако по итогам 2019 года столь же оптимистичных результатов ожидать не приходится.

За десять месяцев темпы жилищного строительства в РК снизились более чем на 15% (до 461 тысячи кв. метров), тогда как в среднем по стране ввод жилья заметно увеличился. При этом почти 70% жилья было сдано индивидуальными застройщиками, а многоквартирных домов ввели всего-то 39.

Под конец года статистика строительства обычно заметно корректируется в сторону увеличения, но в целом тенденция понятна: строительный «прорыв» в Крыму снова откладывается.

Региональные власти видят причину этого в том, что Крыму не была предоставлена возможность отложить введение механизма так называемых эскроу-счетов, который должен прийти на смену долевому строительству. Работать на новых условиях в Крыму могут лишь два банка – «Россия» и РНКБ, однако проблема заключается не только в том, что отделения крупнейших федеральных банков на полуострове по-прежнему отсутствуют. С неготовностью отрасли переходить на новую схему финансирования столкнулись и многие другие регионы страны, особенно те, где местные застройщики – это, как правило, небольшие компании, которые просто не соответствуют требованиям крупных банков.

В результате объем выдаваемых разрешений на строительство в стране резко упал. На круглом столе, который в начале декабря проводило Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), приводилась такая статистика: в прошлом году по всей стране было выдано разрешение на строительство порядка 52 млн кв. метров жилья, а в этом году – только на 4 млн за девять месяцев.

Столь печальные и при этом совершенно прогнозируемые результаты на первом шаге реформы уже привели к тому, что и застройщики, и чиновники прямым текстом говорят о невыполнимости ключевого показателя национального проекта «Жилье и городская среда» — увеличении ввода жилья примерно в полтора раза, до 120 млн кв. метров, к 2024 году. Крым – не исключение: в конце ноября вице-премьер республики Евгений Кабанов сообщил об обращении в Минстрой РФ с просьбой снизить планы по нацпроекту, которые предполагают, что в этом году в РК должно быть сдано 926 тысяч «квадратов».

В Севастополе же жилищное строительство оказалось в заложниках у бесконечного процесса принятия генплана города. Еще в июне губернатор Дмитрий Овсянников заявлял, что Севастополь по темпам ввода жилья находится на первом месте в ЮФО, а уже в октябре его преемник Михаил Развожаев сказал, что никаких разрешений на строительство многоквартирных домов выдавать не нужно, «пока мы разбираемся с генеральным планом».

Тем временем в преддверии непродуманной реформы цены на жилье в Крыму успели основательно подрасти. Согласно опубликованным осенью данным «Авито Недвижимость», городские квартиры в Крыму за последние два года подорожали примерно на 10%, а в Севастополе и Симферополе рост составил примерно 14%. Несмотря на то, что оценки, основанные на анализе предложений на интернет-досках объявлений, вызывают обоснованную критику ряда экспертов, это не делает жилье в Крыму и Севастополе более доступным.

По оценке РИА «Рейтинг» на начало этого года, средней семье в РК требовалось 10 лет, чтобы накопить на квартиру площадью 60 кв. м, а средней севастопольской семье – 11,3 года. По этому показателю Республика Крым и Севастополь находились, соответственно, на 81 и 84 местах в России. Средние зарплаты жителей полуострова по-прежнему существенно ниже среднероссийских, и это еще одна системная проблема, решение которой пока не просматривается.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector