0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Team Vestas Wind снова в строю

Океанская драма

За кормой у семи яхт, принимавших участие в одной из самых экстремальных регат современности, осталось 38 739 морских миль, или 71 745 км. Эта статья пишется накануне финальной портовой гонки в Гетеборге, и хотя уже известно, что по сумме набранных баллов победителем гонки стала команда Abu Dhabi Ocean Racing (ADOR), зрителей ни в гоночной деревне, ни в интернете не убавилось. В течение девяти месяцев миллионы людей следили за гонкой онлайн и теперь испытывают нечто вроде опустошения: по сравнению с накалом борьбы, которым неизменно отличается Volvo Ocean Race, все остальные новости кажутся пресными. Телеаудитория гонки, к слову, превышает полтора миллиарда человек, а гоночные деревни по всему миру приняли около трех миллионов посетителей. Вспомним самые интересные моменты каждого из девяти этапов культовой кругосветки.

6487 миль из Аликанте в Кейптаун: капризы Гибралтара сменяются изматывающими экваториальными штилями. Герои перехода — китайско-французская команда Dongfeng Race Team: даже после поломки руля они ухитряются прийти к финишу вторыми, отстав от лидера Abu Dhabi Ocean Racing всего на 12 минут.

Второй этап — 6125 миль до Абу-Даби. К исходу десятых суток происходит событие, почти невероятное для суперпрофи, каковыми являются все участники регаты: парусный мир не верит своим глазам — ночью датская команда Team Vestas Wind на скорости 18 узлов налетает на риф недалеко от Маврикия. Повредили оба киля, в корпусе громадная пробоина, шедшая неподалеку Alvimedica даже легла было в дрейф, чтобы подобрать коллег, но к рассвету подоспели спасатели. Лодка снялась с дистанции и вернулась в гонку лишь полгода спустя после капремонта. Инцидент объяснили злой шуткой масштабирования: отмель Cargados Carajos Shoals отмечена на электронных картах, но столь мала, что визуализируется только при сильном увеличении, и если штурман заранее не знает, что она лежит по курсу, то и приближать изображение не будет, то есть риф на мониторе попросту не увидит. А бумажных карт яхтсмены теперь с собой не возят…

После встречи Нового года в Эмиратах флот по параболической траектории, огибая Индостан и острова Южной Азии, движется к порту Санья, на остров Хайнань. Тут команда Dongfeng порадовала китайских болельщиков двойным триумфом: сначала победой в этапе — 4670 миль она прошла за 23 дня 13 часов 31 минуту и возглавила общий зачет (после финиша шкипер Шарль Кодрелье признается, что этап был самым стрессовым за всю его жизнь, но результат того стоил), затем красная яхта выиграла внутрипортовую гонку, которую, кстати, организаторы назвали в честь Team Vestas Wind, чтобы морально поддержать датчан после крушения.

Четвертый этап, 5264 миль до Окленда, запомнился жестким стартом в Южно-Китайском море и невероятно плотным финишем. После 20 дней борьбы тройка лидеров пришла в новозеландский порт с минимальной разницей: испанская MAPFRE обогнала ADOR на 4 минуты и 25 секунд, третьей через 3 минуты и 37 секунд была Dongfeng. Победа MAPFRE тем ценнее, что на дистанции из-за поломки антенны у экипажа были проблемы со связью (то есть они не получали полную информацию по погоде, необходимую для прокладки оптимального курса), к тому же 22-летний член команды Гильермо Альтадилль серьезно повредил руку (на рентген он отправился только после празднования победы на этапе, до этого обезболивающим служила, видимо, эйфория от успеха).

Пиковым по степени сложности всегда был пятый этап — из Новой Зеландии в Бразилию, 6776 миль через суровый Южный океан и мыс Горн. Даже старт этой «мясорубки» три дня откладывался из-за мощного тропического урагана Пэм. Сначала яхты продвигались компактной группой и — любопытный факт — 25 марта прошли вблизи «точки Немо», самого удаленного от любой суши места Мирового океана (точка названа в честь знаменитого героя Жюля Верна). Затем их разбросало, участились рапорты о поломке оборудования и разрыве парусов. Больше всего досталось яхте Dongfeng: в 230 милях к западу от мыса Горн потеряна мачта. Найдите на «Ютубе» видео, как команда в штормовых условиях борется с обломком, сцены не для слабонервных. На обломке пытались идти еще два дня (!), но затем все-таки решили сняться с этапа и добираться до порта Итажай под мотором. Тем временем мачта для замены отправлена в Бразилию специальным самолетом… Победила в этот раз команда ADOR, она же установила рекорд по расстоянию, пройденному за 24 часа: 551 миля (чуть более 1000 км).

Шестой отрезок пути — из Южного полушария в Северное, 5010 миль до Ньюпорта, США. Первой экватор пересекла девичья Team SCA, но, увы, упустила лидерство. Финиш снова представлял собой драматичный матч-рейс между Dongfeng и Abu Dhabi. Китайцы вырвали победу с разницей в три минуты.

На седьмом этапе (2800 миль через Атлантику до Лиссабона) правильные тактические решения обеспечили победу голландцам из Team Brunel. В арсенале у шкипера команды Боуи Беккинга, шестикратного участника Volvo Ocean Race, полно «охотничьих уловок» типа смены парусов ночью в полной темноте, чтобы соперники не могли отследить его тактику.

Спринтерский бросок до французского Лорьяна (647 миль) флот произвел уже в полном составе, Team Vestas вернулась в строй и, между прочим, пришла второй. А на первой строке таблицы оказалась наконец Team SCA. Это первая победа женщин на каком-либо из этапов кругосветки за последние 25 лет. И лучший ответ на все упреки в неконкурентоспособности женского экипажа в экстремальном яхтинге. Молодцы девушки!

Еще один сюрприз регаты — две победы американо-турецкой Team Alvimedica: сначала амбициозная молодежная команда во главе со шкипером-дебютантом Чарли Энрайтом выиграла портовую гонку во Франции, затем девятый этап, 960 миль до Гетеборга. Портовую гонку в Гётеборге выиграла Team Brunel, на втором месте девушки из Team SCA, третьими пришли MAPFRE.

Читать еще:  Они будут грести за Россию

Итак, отличились на этой регате все команды. Именно за такую упорную борьбу зрители и любят Volvo Ocean Race. Следующая гонка пройдет в 2017–2018 годах.

1. Abu Dhabi Ocean Raicng
2. Team Brunel
3. Dongfeng Race Team
4. MAPFRE
5. Team Alvimedica
6. Team SCA
7. Team Vestas Wind

Восстановление яхты VO65 экипажа Team Vestas Wind

Команда Team Vestas Wind (Дания) вышла из участия Volvo Ocean Race 2014/15, будучи на втором этапе кругосветной регаты. 19 ноября 2014 года, через 10 дней после начала перехода Кейптаун (ЮАР) – Абу-Даби (ОАЭ) яхта напоролась на риф на скорости 19 узлов и была выброшена на один из островов Каргадос-Карахас в Индийском океане.

В силу удаленности и сложного рельефа места крушения, экипаж Team Vestas Wind во главе со шкипером Крис Николсоном смог покинуть борт разбитой яхты только 3 декабря. Команда была вынуждена выйти из гонки, однако уже в конце декабря ее спонсоры и члены экипажа заявляли о намеченном плане вернуться в строй Volvo Ocean Race 2014/15 в феврале-марте 2015 года.

Работа над восстановлением разрушенной яхты проходит на верфи Persico Marine в Бергамо, Италия. Устранение подобных повреждений само по себе дело не легкое, к тому же судостроителям необходимо соблюсти установленные регламентом регаты стандарты и не допустить, чтобы после ремонта вес корпуса превысил 12,5 тонн. Дополнительную сложность создают предельно сжатые сроки.

О кругосветной регате Volvo Ocean Race

Volvo Ocean Race – командная кругосветная регата на парусных яхтах класса Volvo Ocean 65 (в прошлом Volvo 70). Ее называют самой трудной парусной регатой в мире. Настоящая проверка на прочность длиною свыше 30 000 морских миль и длительностью девять месяцев.

Volvo Ocean 65 – однокорпусные одномачтовые яхты, разработанные компанией Farr Yacht Design, с максимальной длиной корпуса 20,37 метров, длиной по ватерлинии 20,00 метров, максимальной шириной 5,60 метров, максимальной осадкой 4,78 метров и отклонением фальшкиля не более 45 градусов от вертикальной оси. Высота мачты — 30,30 метров. Сухой вес — 12,5 тонн. Экипаж состоит из 10 человек плюс независимый корреспондент на борту, не имеющий права участия в управлении яхтой.

Начиная с 1973 года гонка Volvo Ocean Race проводилась один раз в 4 года, однако, в связи с возросшей популярностью, с 2006 года ее периодичность составляет 3 года.

Победителем регаты становится команда, набравшая максимальное количество очков на всех этапах: океанских и портовых. Система набора очков выглядит следующим образом. По результатам океанского этапа команда получает количество очков, равное общему числу стартовавших в данном этапе команд за вычетом числа команд, финишировавших раньше данной команды. Участие в портовых гонках и прохождение промежуточных контрольных точек оцениваются по той же схеме, но с два раза меньшим количеством возможных к набору очку.

Старт Volvo Ocean Race 2014 — 2015 состоялся 4 октября в испанском городе Аликанте. В гонке приняли участие семь экипажей:

1. Team SCA (Швеция), шкипер Sam Davies (Великобритания) – единственный в 2014 году полностью женский экипаж
2. Abu Dhabi Ocean Racing (ОАЭ), шкипер Ian Walker (Великобритания)
3. Dongfeng Race Team (Китай), шкипер Charles Caudrelier (Франция)
4. Team Brunel (Нидерланды), шкипер Bouwe Bekking (Нидерланды)
5. Team Alvimedica (США – Турция), шкипер Charlie Enright (США)
6. MAPFRE (Испания), шкипер Iker Martínez (Испания)
7. Team Vestas Wind (Дания), шкипер Chris Nicholson (Австралия)

Маршрут регаты разбит на 9 океанских этапов:

1. Аликанте (Испания) – Кейптаун (ЮАР), 6 487 nm, 11 октября – 06 ноября, 2014
2. Кейптаун (ЮАР) – Абу-Даби (ОАЭ), 6 125 nm, 19 ноября – 15 декабря, 2014
3. Абу-Даби (ОАЭ) – Санья (Китай), 4 670 nm, 3 – 28 января, 2015
4. Санья (Китай) – Окленд (Новая Зеландия), 5 264 nm, 08 февраля – 03 марта, 2015
5. Окленд (Новая Зеландия) – Итажаи (Бразилия), 6 886 nm, 15 марта – 5 апреля, 2015
6. Итажаи (Бразилия) – Ньюпорт (США), 5 010 nm, 19 апреля – 9 мая, 2015
7. Ньюпорт (США) – Лиссабон (Португалия), 2 800 nm, 17 мая – 27 мая, 2015
8. Лиссабон (Португалия) – Лорьян (Франция), 647 nm, 7 июня – 12 июня, 2015
9. Лорьян (Франция) – Гетеборг (Швеция), 960 nm, 16 июня – 24 июня, 2015
с остановкой в Гааге (Нидерланды) с 19 по 22 июня, 2015

В каждом из портов проходят однодневные локальные гонки.

Крушение яхты «Team Vestas Wind»

Бесспорно, самой известной кругосветной парусной гонкой новейшего времени является VOLVO OCEAN RACE. Она проводится один раз в 3 года, в ней принимают участие парусные яхты класса Volvo 65. Volvo 65 — это однокорпусная одномачтовая парусная яхта, максимальная длина корпуса — 21,5 метр, максимальная осадка 4,5 метра. Качающийся фальшкиль отклоняется от вертикальной оси не более 45°. Команда состоит из 10 человек плюс специальный корреспондент на борту, не имеющий права участвовать в управлении яхтой. Задача этого человека — подготовка и отправка фото-, видео-, и аудиоматериалов о ходе гонки и работе команды. Победителем регаты становится команда, набравшая максимальное количество очков на всех этапах регаты. По результатам океанских этапов команда получает количество очков, равное числу стартовавших яхт, за вычетом числа яхт, финишировавших раньше данной команды.

Гонка VOLVO OCEAN RACE содержит 9 этапов, а протяженность маршрута составляет без малого 40 000 морских миль. Гонка 2014-2015 стартовала в октябре 2014 года в Испании и должна финишировать в конце июня 2015 в Шведском Гётеборге, обогнув Земной шар.

Читать еще:  Яхт клуб на Крестовском острове

Яхты класса Volvo 65 оборудованы самым современным навигационным оборудованием, а также новейшими средствами спутниковой связи.

VOLVO OCEAN RACE 2014-2015 стартовала 11 октября 2014 года из порта Аликанте (Испания). Стартовую черту пересекли 7 яхт под управлением опытнейших профессиональных шкиперов. Первый этап гонки – Аликанте – Кейптаун (ЮАР) завершился в первых числах ноября 2014 года. Второй этап кругосветки – Кейптаун – Абу-Даби (ОАЭ) стартовал 19 ноября 2014 и финишировал в столице Объединенных Арабских Эмиратов накануне Рождества и Нового 2015 года. Однако, из семи стартовавших яхт, к финишу пришли только шесть. На переходе через Индийский океан датская яхта «Team Vestas Wind», под командованием опытнейшего шкипера Криса Николсона потерпела крушение.

К счастью, жертв удалось избежать, но яхта выбыла из дальнейшей борьбы.

Десятки тысяч поклонников этой гонки по всему миру и посей день пребывают в крайнем недоумении, каким образом судно, оборудованное самыми современными средствами навигации, управляемое четырехкратным ветераном VOLVO OCEAN RACE, опытнейшим Крисом Николсоном, оказалось на рифах?! Как произошло крушение яхты? Как могло случиться, что курс судна был проложен через рифы, обозначенные на всех картах?!

Навигационный комплекс яхты типа Volvo 65

Вот что нам известно. К вечеру 29 ноября 2014, яхта «Team Vestas Wind» прибыла в район рифов архипелага Каргадос-Карахос (Cargados Carajos Shoal reefs), расположенного примерно в 200 милях к северо-востоку о. Маврикий (Mauritius). Эти рифы также известны как скалы Святого Брендона. Риф тянется с севера на юг более чем на 50 км, в ширину — около 5 км. И этой же ночью неожиданно для всех яхта ударилась о риф. К счастью пострадало только судно. Все члены экипажа остались живы и следующим днем были эвакуированы подоспевшими спасателями.

На пресс-конференции Крис Николсон объяснил: «Перед катастрофой мы отметили, что в том районе находятся подводные горы, глубины меняются от 3000 м до 40 м. Течение в районе было незначительным, и мы решили, что глубина 40м – более чем безопасна для прохода.»

«Это было», добавил он, — «огромной ошибкой, которую мы совершили… Это была просто человеческая ошибка… просто вопрос масштаба».

Что же это за «вопрос масштаба», который привел к крушению? Давайте разберемся.

Еще со школьной скамьи мы помним, что масштабом называется отношение линейных размеров изображения предмета на чертеже к его действительным размерам. Т.е. если на карте мы видим цифры — 1: 100 000, — это означает что один сантиметр на карте равен ста тысячам сантиметрам на местности. Или, иными словами в 1 см – 1 км.

В докомпьютерную эру была принята классификация морских навигационных карт по масштабу и назначению:

  • генеральные (масштаб 1:5 000 000 — 1:1 000 000);
  • путевые (масштаб 1: 1 000 000 — 1: 100 000);
  • частные (масштаб 1: 100 000 — 1:25 000);
  • морские планы (масштаб 1:25 000 — 1: 500);

Генеральные карты предназначены для общего изучения условий плавания и общих навигационных расчетов, предварительной прокладки перехода при плавании в открытом море в большом удалении от берегов. Путевые карты — для обеспечения плавания между портами в значительном удалении от берега и вне его видимости. Частные карты — для обеспечения плавания в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (в узкостях, шхерах и т. д.) Морские планы — для руководства при входе в порты, бухты, на рейды, якорные места и т. д.

С самых первых уроков по навигации в мореходном училище курсантам вдалбливают, что ведение навигационной прокладки должно осуществляться на карте наиболее крупного масштаба, доступного для заданного района плавания. Но это было в докомпьютерную эру. С появлением картплоттеров и электронных картографических навигационных систем судоводители получили возможность самостоятельно изменять масштаб изображения электронной карты. И многие, привыкнув к мысли о непогрешимой точности электроники, необоснованно наделив умные приборы интеллектом, перестали задумываться о, казалось бы, простейших особенностях компьютерной картографии. Вот как выглядит риф Каргадос-Карахос на электронной карте масштаба примерно 1:500 000:

Не трудно заметить, что рифа, как такового, не видно. Только какие-то два синих пятна и не более. Пользуясь примерно таким изображением, штурман «Team Vestas Wind» и проложил тот самый роковой курс, который привел яхту на камни.

А вот на рисунке ниже тот же самый риф на той же самой электронной карте, только в масштабе примерно 1:250 000:

Комментарии, как говорится, излишни…

9 марта 2015 года был опубликован долгожданный официальный отчет о результатах расследования катастрофы . Главный вывод, который напрашивается после ознакомления с отчетом, — крушение произошло вследствие пренебрежением элементарными рекомендациями хорошей морской практики и слепой веры в средства электронной навигации. Даже на мелкомасштабной бумажной карте номер 4071 издания Британского адмиралтейства, охватывающей побережье Восточной Африки, акватории Красного моря, Персидского залива, всю Индию и Индонезию, отчетливо обозначен этот риф. Отчет прямо говорит: «Земля и риф явно обозначены на официальных бумажных картах всех масштабов. И это не незначительное упущение. Это не маленькая отдельная опасность. Протяженность с севера на юг опасностей и внешних островов между островом Альбатрос и на севере и островом Коко на юге составлет около 36 морских миль. С востока на запад опасности простираются на расстояние примерно 15 морских миль, образуя таким образом общую площадь более 500 миль². Риф Каргадос-Карахос хорошо известен мореплавателям уже много лет и появился на картах еще в 17-м столетии.»

Риф Каргадос-Карахос на навигационной карте Британского адмиратлтейства 1881 года, масштаб 1: 121 000. На полях карты рукой капитана Эдварда Балчера написано: «Ни одно судно не должно пытаться подойти к рифу с наветренной стороны.» (Издание 1941 г.)

Но очевидно, что ни Крис Николсон, ни Воутер Вербрак понятия не имели, что на бумажных картах этот риф обозначен. Они полагали только, что в этой части океана присутствуют подводные горы, видимые на электронной карте C-Map , которую они использовали, и ни разу не подвергли сомнению эту информацию, т.к. даже не думали о том, что ее нужно проверять. Отчет однозначно говорит о том, что у капитана и штурмана были все возможности предупредить крушение, если бы они хотя бы бегло проанализировали планируемый маршрут перехода по бумажным картам, имевшимся на борту, не доверяя слепо электронике. Крис Николсон настолько был уверен в безопасности плавания, что спокойно отправился спать, передав навигационную вахту своему штурману. Подробрый анализ отчета и выявленных обстоятельств катастрофы, а также подробные выводы и уроки опубликованы в ряде статей на портале YachtingWorld. Для владеющих английским — вот одна ссылка, а вот другая.

Читать еще:  Куда поехать в кризис?

Мне же остается только еще раз напомнить капитанам о том, что хорошая морская практика требует критически относиться к любым самым современным и технологичным средствам навигации, постоянно контролировать показания навигационных приборов всеми доступными средствами, не пренебрегая старыми проверенными «дедовскими» методами навигации, и помнить золотое правило «Считай себя ближе к опасности».

VOLVO OCEAN RACE. Финиш в Лорьене осчастливил сразу три команды!

Первыми в этом списке, разумеется, стоят девушки из Team SCA.

Команда одержала историческую победу. До Team SCA выиграть этап этой кругосветки женскому экипажу удавалось лишь дважды, причем в последний раз – в январе 1990 года. Обе предыдущие победы на счету Maiden Трэйси Эдвардс, команды, которая участвовала в Whitbread Round the World Race-1989/1990, выигранной Steinlager 2 сэра Питера Блэйка.

Team SCA покинула Лиссабон шестой, но очень скоро захватила лидерство и уже не уступала его.

Да, этап из Лиссабона в Лорьен был коротким – всего 647 морских миль, но от этого он не был легким: минимальная ошибка повлекла бы за собой проигрыш. А ошибиться было где: фактическое безветрие при выходе из португальской столицы, штормовые ветра в 35 узлов в Бискайском заливе.

Плюс, 8-й этап был очень сложным психологически – на протяжении всех трех с половиной дней команды не растягивались более, чем на 15 морских миль.

Никто не хотел уступать. Вернувшаяся в строй Team Vestas Wind Криса Николсона жаждала продемонстрировать всем, что не случись катастрофы на втором этапе, расклад сил в кругосветке был бы иным. Team Brunel Боуве Беккинга, вышедшая после остановки в Лиссабоне на вторую позицию в общем зачете, мечтала развить успех. Выправить ситуацию жаждала и китайская Dongfeng Race Team: поломка мачты на пятом этапе из Окленда (Новая Зеландия) в Итажаи (Бразилия) отбросила коллектив Шарля Кодрелье назад, и он никак не может выйти на стабильные результаты, которые демонстрировал на первых четырех этапах кругосветки. Была еще и лидер регаты Abu Dhabi Ocean Racing. На этапе в Лорьен Иан Уокер мог решить судьбу победы в Volvo Ocean Race.

Короче, все 647 морских миль пути из Лиссабона в Лорьен были бесконечной игрой в «гляделки» и девушки ни разу не моргнули!

Гоночная деревня открылась в Лорьене 9 июня, когда Team SCA уже возглавляла флотилию Volvo Ocean Race. И больше всего разговоров и ожиданий было связанно именно с этим событием – возможной победой, первой в этой гонке, женской команды.

Особо теплый прием был обеспечен Team SCA еще и потому, что шкипер команды Саманта Дэвис уже давно живет с семьей в маленьком французском городке Керлен, расположенном неподалеку от Лорьена.

Team Vestas Wind отстала на финише от Team SCA на 58 минут. Но что такое это время по сравнению с достойнейшим вторым местом команды, которая в последние полгода только и занималась тем, что восстанавливала лодку, а к тренировкам на воде приступила менее чем за неделю до старта 8-го этапа?

Ну, и третья из самых счастливых команд в Лорьене это, безусловно, Abu Dhabi Ocean Racing. Команда Иана Уокера финишировала на третьем месте, но ее главные соперницы Team Brunel и Dongfeng Race Team прибыли во французский порт пятой и седьмой. Таким образом, преимущество коллектива из Абу-Даби в общем зачете теперь составляет восемь баллов. До окончания кругосветки остался один этап, и даже если Боуве Беккинг приведет Team Brunel в Гетеборг первой, а Уокер финиширует последним, у Abu Dhabi Ocean Racing останется в запасе один балл. Получается, единственное, что может остановить коллектив из Абу-Даби на пути к победе в Volvo Ocean Race-2014/2015 — это ситуация, при которой она не финиширует в Гетеборге. Но и это неочевидно, поскольку у Уокера в запасе есть еще портовые гонки. Короче, после финиша в Лорьене Abu Dhabi Ocean Racing одной рукой уже держит главный кубок за победу в Volvo Ocean Race-2014/2015!

Портовая гонка пройдет в Лорьене 14 июня.

На 16 июня намечен старт последнего 9-го этапа кругосветки.

VOLVO OCEAN RACE-2014/2015. 8-й этап. Лиссабон (Португалия) – Лорьен (Франция). 647 морских миль. Положение на финише. 1. Team SCA (Швеция, шкипер Саманта Дэвис) – 3 дня 13:11.11. 2. Team Vestas Wind (Дания, Крис Николсон) – 3 дня 13:59.38. 3. Abu Dhabi Ocean Racing (ОАЭ, Иан Уокер) – 3 дня 14:05.17. 4. MAPFRE (Испания, Икер Мартинес) – 3 дня 14:09.51. 5. Team Brunel (Голландия, Бове Беккинг) – 3 дня 14:18.17. 6. Team Alvimedica (США/Турция, Чарли Энрайт) – 3 дня 14:22.11. 7. Dongfeng Race Team (Китай, Шарль Кодрелье) – 3 дня 14:37.46.

Общий зачет гонки (после 8 этапов). 1. Abu Dhabi Ocean Racing – 19 баллов. 2. Team Brunel – 27. 3. Dongfeng Race Team – 29. 4. MAPFRE – 31. 5. Team Alvimedica – 33. 6. Team SCA – 44. 7. Team Vestas Wind – 54.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector