0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К северу, в Исландию…

К северу, в Исландию! Путешествие на кроссоверах Nissan Qashqai и Nissan X-Trail

— Мальчик, здесь давно идет дождь?
— Не знаю, мне только шесть лет… (исландская шутка)

Климат — жуть. Вместо растительности — ледники, гейзеры да вулканы. Но в 2007 году Организация Объединенных Наций признала Исландию самым комфортным и привлекательным местом для жизни на Земле. Возможно, потому, что здесь очень мало людей и много автомобилей. Топтать загадочную ледяную мантию мы отправились на двух кроссоверах: Nissan Qashqai и Nissan X-Trail.

П опасть на второй по величине североатлантический остров с автомобилем можно только океанским путем. Для этого нужно «проткнуть» Европу в северном направлении и добраться до датского городка Хиртсхальс, в порту которого швартуется единственный грузопассажирский паром, курсирующий между Исландией и Большой землей.

Хиртсхальс — это своеобразный Рубикон, где заканчивается европейская расслабуха и начинаются настоящие северные приключения. Будьте начеку! Из-за внезапного отлива, сильного ветра или еще какой-нибудь погодной чертовщины паром может причалить совсем не там, где вы его ждете. Так что, начав отмечать встречу с Северной Ютландией, держите в экипажах хотя бы по одному трезвому водителю.

Ухоженные и заботливо экипированные машинки скрашивали ожидание погрузки

В очереди на погрузку возникает ощущение, что в Исландию ломанулась вся туристическая Европа, причем в полной экипировке. Да на каких машинах! Подготовленные-переподготовленные Ленд Роверы, ухоженные Мерседесы G-Professional, «семидесятые» Ленд Крузеры музейной сохранности, винтажные микроавтобусы Volkswagen с кемперами на хвосте… Судя по театральной экипировке и нетронутой ходовой части, на тяжелое бездорожье эти машины съезжают нечасто, но зато как светятся лица их пассажиров!

Радуга над мрачной северной Атлантикой стала неожиданным сюрпризом

Наша команда выглядела куда бледнее, потому что приехала в северную Данию на автомобилях Nissan Qashqai и Nissan X-Trail нынешнего поколения, которыми вряд ли кого-то удивишь (обновленный Nissan Qashqai должен появиться у нас через полгода — машина уже продается в Европе). И тот и другой с вариаторами, полным приводом, но с разной энерговооруженностью: Qashqai — двухлитровый (144 л.с.), а X-Trail с мотором объемом 2,5 литра (171 л.с.). Напомню, что кроссоверы Nissan 2017 модельного года имеют дополнительную шумоизоляцию, у них обновлен пользовательский интерфейс системы NissanConnect и стоит аварийная система ЭРА-ГЛОНАСС. На Икстрейлах решена проблема с упиранием поводков щеток (перед тем как открыть капот, теперь не надо переводить стеклоочистители в сервисный режим) и установлены новые амортизаторы Monroe. С ними машина стала меньше раскачиваться на пологой волне и лучше демпфировать жесткие неровности. Самые свежие Кашкаи и Икстрейлы можно отличить от их предшественников по «акульему плавнику» в задней части крыши.

Казалось, еще чуть-чуть — и наш паром начнет резать надстройкой нависшие облака

Морской путь от датского побережья до Исландии занимает двое суток, и единственным промежуточным пунктом маршрута являются Фарерские острова. Картинка с борта парома словно декорация к фильму про древних мореплавателей, только поющей Лорелеи на скале не хватает. Но зато как здесь голосит ветер! Заливисто, на все октавы — попутно расшвыривая шезлонги на палубе и сдувая в океан любую выпущенную из рук вещь. Утесы позировали в шляпах из облаков, волны лупили в борт ритмичным барабаном, а холодная морось заливала фотокамеру и пробиралась под куртку. Бр-р-р! Через полчаса созерцания мрачного островного пейзажа я начал мечтать о толстом исландском свитере, горячем чае и вспоминать расположение корабельных баров. Вам не нравится погода? Подождите полчасика — и станет гораздо хуже! Это еще одна местная шутка. Воистину, чтобы испытывать кайф от североатлантического климата, нужно обладать особым складом характера и верить, что плохой погоды не бывает, — бывает плохая одежда.

Летняя Исландия — это нечто среднее между тундрой Кольского полуострова, вулканической Камчаткой и киношным павильоном, в котором снимают фильм про марсиан. Застывшая лава, скальные развалы, россыпи непонятной породы. И, как верно подметила Маша со своими медведями, все растения здесь карлики. При низкой облачности картинка вгоняет в депрессию, а поскольку облачно здесь триста шестьдесят… Шучу, солнышко в северной Атлантике периодически проглядывает. И в эти моменты ландшафт играет такими красками, которых в привычной нам континентальной природе просто не существует. Но потом — бах! — снова накрывает промозглой серостью. Климатический троллинг? Будьте аккуратны с этим словечком: к троллям, эльфам и горным гномам исландцы относятся архипочтительно и искренне в них верят.

Исландия — великая автомобильная держава. В том смысле, что на каждого жителя здесь приходится по два с половиной автомобиля. Одну машину исландцы используют по прямому назначению, а из оставшихся полутора собирают ­оффроуд-колесницу для поездок к ледникам и вулканам. Полноприводные микроавтобусы, доработанные по такой технологии, часто используются для заброски экскурсионных групп — и если вы не привязаны к гостиницам и располагаете свободным временем, то обязательно угостите себя такой вылазкой.

Местные вездеходы похожи на те, что строят жители нашей Камчатки: задранный кузов, дополнительная редукция в трансмиссии и большие колеса с шинами низкого давления. Вместо централизованной подкачки используются ресиверы, сделанные из баллонов для акваланга

Ну а при цейтноте и дефиците средств арендуйте какой-нибудь мини-луноходик (самые доступные предложения по аренде — Mazda 2 или Hyundai i10), вооружайтесь компьютерными картами и выгуливайте себя по индивидуальной программе. При аккуратной езде маленькая прокатная машинка спокойно довезет вас до самых известных водопадов, гейзеров, термальных источников и прочих достопримечательностей. Не надо только лезть в броды, дубасить по грунтовкам и близко прижиматься к попутным машинам, потому что обычная автомобильная страховка в Исландии не покрывает повреждений, полученных вне асфальта.

Я долго наблюдал за этой парой и понял, что установка туристический экипировки на автомобиль для них что-то вроде медитации

Читать еще:  Гиперкар Ferrari FXX K

Стоит ли стремиться в северную Атлантику со своим автомобилем? Если у вас подготовленный пикап, внедорожник и спартански настроенный экипаж (останавливаться на дикий ночлег в Исландии запрещено, а кемпинги платные), то дерзайте. Только сначала соразмерьте затраты: доставка двух машин и шестерых человек из Дании в Исландию и обратно в нашем случае стоила 7,5 тысячи евро, и питание на борту оплачивалось отдельно. Но зато мы вольно планировали маршруты и ни от кого не зависели. Впечатления — вулканические! Причем вблизи стреляющих в небо гейзеров, парящих геотермальных электростанций и булькающей сероводородной глины становилось даже немножко тревожно. Ведь если, не дай бог, у местного «кипятильника» сорвет крышку, то история с Атлантидой покажется невинной шуткой природы.

Речной трамвайчик? Точнее, пассажирский теплоход советского проекта Р-51Э, построенный на Московском судостроительном заводе. Судно предназначалось для Нидерландов, но волею судеб попало на североатлантический остров. Называется оно Lagarfljotsormurinn и работает на одном из озер в восточной части Исландии

Кстати, репетиция апокалипсиса здесь уже была. Помните, как в апреле 2010 года один-единственный исландский вулкан остановил авиасообщение над Европой? И попутно парализовал все континентальные теле- и радиоканалы, дикторы которых просто не могли выговорить его название. Помнится, имя проснувшегося вулкана наши хохмачи перевели на русский как ­«Эйхренявамдамтутпролететь» и предположили, что появилось оно из-за того, что кто-то из местных вулканологов уснул на клавиатуре компьютера.

У Исландии нет регулярной армии, а защиту страны осуществляют войска НАТО. В пригороде Рейкьявика располагалась авиабаза Североатлантического альянса, казармы которой переделаны в гостиницы

По секрету: в головах патриотично настроенных исландцев временами тоже бурлят вулканы. В пятидесятых годах прошлого века вулканический напор помог им выпутаться из рыбопромысловых конфликтов с Европой, а в двухтысячных — пережить банкротство ведущих национальных банков и увильнуть от выплат долгов голландским и английским кредиторам. Ну а последним извержением свободолюбивого национального характера стало выступление активистов местной Пиратской партии, предложивших переселить на свой остров всех антигероев киберпространства. Первыми кандидатами на получение гражданства названы Эдвард Сноуден и Джулиан Ассанж.

А еще в Исландии своеобразная кухня — отведав ее блюда, вы будете долго развлекать знакомых душераздирающими рассказами. Подвернется случай, попробуйте хакарль — блюдо, которое ресторанные критики называют самым отвратительным в мире. Готовят его из ядовитого мяса полярной акулы, которое нарезают крупными кусками и на два месяца оставляют гнить в гравийном «саркофаге». После эксгумации и выдержки на открытом воздухе протухшая отрава превращается в деликатес. Скажу так: есть можно, но нюхать не рекомендую категорически. Откусываем, глотаем и, дабы не оконфузиться, тут же ставим «гидрозатвор» из местной картофельной водки, настоянной на тмине.

За три дня пребывания в Исландии мы накрутили всего 800 км, потому что много ездили по каменистым грунтовкам, стараясь не спешить и беречь шины. Если суммировать автомобильные впечатления, то по ездовому комфорту мне больше приглянулся X-Trail — главным образом из-за работы подвески и линейной настройки вариатора, который очень хорошо уживается с бензиновым двигателем 2.5. Менее мощный Qashqai хуже выглядит при езде в рваном темпе, подробнее повторяет профиль дороги, но управляется точнее и расходует топлива в среднем на ­0,5—1,0/100 км меньше. А еще наш Qashqai был уличен в двояком трактовании показаний топливомера. Судя по положению стрелки, бензина в баке было полным-полно, но расчетный пробег на его остатке маршрутный компьютер занижал раза в два. Владельцы новых Кашкаев, вам знаком такой глюк?

Ну а самым ярким автомобильным впечатлением, оставшимся после посещения Исландии, стала экскурсия в местный Музей транспорта, на который мы случайно наткнулись в глубине острова. О нем ­отдельный рассказ.

Исландия. Рейкьявик — коротенькая прогулка по городу.

Правильно пела Маша с Медведями — деревьев в Исландии практически нет, впрочем, в Рейкьявике все же кое-что попадается (специально высаженное). Любого туриста прибывшего в Исландию ожидает дорога от Кефлавика, где находится международный аэропорт, до Рейкьявика. За 40 минут можно сполна насмотреться на сплошные поля из застывшей лавы, которая поросла пушистым зеленым мхом. И ни одного деревца или даже карликового кустарника, только мох и черная лава.

В Исландии я провела неделю — 5 рабочих дней и 2 выходных. После рабочего дня оставалось немного времени, чтобы прогуляться по городу. Во второй же вечер я вооружилась путеводителем и пошла по предложенному пешему маршруту: старый Рейкьявик и улица Адалстрайти (Aðalstræti) — парламентская площадь — озеро Тьернин (Tjornin) — магазинно-ресторанная улица Банкастрайти (Bankastræti) — церковь Хатльгримскиркья (Hallgrímskirkja). Стартовая точка маршрута — центральная площадь старого Рейкьявика — уютная и совершенно не помпезная, похожая скорее на двор, чем на «сердце города».

Кстати, тут же, на углу площади находится большой туристический офис (по адресу Aðalstræti 2), где вам помогут и советом по любому вопросу, и даже выдадут tax-free (если вы накупили товаров на сумму более 4 тыс. ISK). Туристический офис находится вот в этом симпатичном домике слева (вход со стороны площади):

Улица Адалстрайти (Aðalstræti) является старейшей в Рейкьявике, отсюда начинается отсчет номеров домов — чем больше номер, тем дальше дом от сердца старого города. Считается, что первый переселенец, Инголфар Арнарсон (Ingólfur Arnarson), появился тут в 874 году, перебравшись из Норвегии в Исландию на постоянное место жительства. Впрочем, до викингов-переселенцев в Исландии уже жили ирландские монахи и отшельники. Согласно легенде, приближаясь к берегам Исландии, Инголфар выбросил за борт две деревянные колонны (они, по традиции, обрамляли сиденье влиятельного человека) и пообещал, что построит город там, куда укажут боги. Колонны долго искали и в итоге нашли в маленькой бухте, которая и стала Рейкьявиком.

Первая настоящая улица появилась в Рейкьявике столетия спустя, уже при датчанах, лишь в 18 веке. По адресу Aðalstræti 10 находится самый старый деревянный дом (1762). Учитывая, что «нет больших деревьев там все растенья карлики», деревянные дома были редкостью, большая часть исландцев жила в земляных домах вплоть до середины прошлого века.

Читать еще:  Часы для Дональда Дрейпера

Неподалеку от самого старого дома находится Музей Переселенцев (Aðalstræti 16), который народ хвалит, но у меня не было времени туда заглянуть. Если пройти чуть вперед по Aðalstræti, то выходишь на главную площадь, где находится теперешний парламент. Если же продолжить путь от площади по улице Austurstræti, то можно увидеть монументальное, по сравнению со всем остальным, серое здание по адресу Austurstræti 16. Это первое внушительное здание из бетона в Рейкьявике — оно было построено в начале 20 века. Это здание спроектировал тот же архитектор, который позже спроектирует и церковь Хатльгримскиркья (Hallgrímskirkja) — Guðjón Samúelsson.

Впрочем, внушительных зданий в Рейкьявике не так уж много, немногочисленные бетонные гиганты (по местным меркам) мирно соседствуют с простенькими деревянными домишками. Некоторые улицы — ну просто деревня-деревней 🙂

Или вот, к примеру, двор прямо в центре города, буквально за углом от церкви Хатльгримскиркья

На контрасте со стариной здание мэрии города — ратуша из стекла и бетона сразу привлекает внимание. Ратушу в Рейкьявике хотели построить практически с тех времен, как Рейкьявику присвоили звание города. Однако, только в 1987 году городской совет решил, что нельзя тянуть с этим и пора уже начать строительство. Под мэрию выделили площадку. Будущей мэрии предлагалось расположиться на озере Тьернин (Tjornin), где находятся дома самых зажиточных жителей города. Архитектура бетонного здания проста и лаконична, что до сих пор вызывает споры о том, подходит ли такой стиль к окружающем «богатым домам». Стройку закончили в 1992 году.

С одной стороны здание граничит с водой, выходя стеклянной стеной на озеро, с другой стороны из ратуши выходит мосток, по которому можно выйти прямо на набережную. Вокруг здания постоянно очень много птиц, которые живут на озере. Особенно им нравятся крытые галереи у воды.

Мне очень понравилось, как обыграли тему воды и зелени в ратуше.

Здание и вправду сильно отличается от соседних простых домов, и жители Рейкьявика до сих пор спорят, подходит ли ратуша к окружающей обстановке. Ведь на озере расположены дома в традиционном стиле, принадлежащие богатым гражданам города. Внимание — дорогие дома:

Внутри мэрии можно зайти и передохнуть в кафе с чудесным видом на озеро, воспользоваться бесплатным интернетом и посмотреть на большую трехмерную карту Исландии. Если повезет, то и ещё какую-нибудь фото-выставку можно застать. Вдалеке торчит верхушка не менее бетонной церкви — визитной карточки Рейкьявика

Чуть дальше, за мэрией прячется сатирический «Памятник Неизвестному Бюрократу» ( The Unknown Official, скульптор Magnús Tómasson, 1994) — невозможно остаться к нему равнодушным, правда?

Если пройти чуть дальше и повернуть налево на улицу Lækjargata, то вам непременно повстречается ещё одна оригинальная скульптура — «Водоноска» (скульптор Ásmundur Sveinsson, 1937). У этой скульптуры довольно трагичная история — когда её впервые установили «на самом видном месте», жители города начали жаловаться, что у водоноски слишком толстый зад и слишком покатые плечи. По просьбам трудящихся скульптуру запрятали куда подальше — на окраины города. 44 года спустя её вернули на старое место у начала улицы Bankastræti.

От поворота на Bankastræti открывается вид на порт и здание концертного холла Харпа — об этом чуде архитектуры расскажу отдельным постом.

Далее маршрут заворачивает на Bankastræti — улицу магазинов и ресторанов. Один из магазинов главной торговой улицы 🙂

Чуть дальше улица раздваивается на Laugavegur (наиболее престижная магазинная улица) и Skólavörðustígur. В конце улицы Skólavörðustígur вас ждет визитная карточка Рейкьявика — церковь Хатльгримскиркья (Hallgrímskirkja) — про церковь расскажу отдельно.

Церковь Хатльгримскиркья (Hallgrímskirkja) является завершающей достопримечательностью маршрута, проложенный путеводителем Thomas Cook. У церкви мы оказались около 9 вечера, подняться на башню уже не успевали.

Перед церковью стоит памятник первооткрывателю Америки — Leifur Eiríksson. Лейф Эрикссон Счастливый считается первым европейцем, который открыл Северную Америку, опередив Колумба на полвека. Примерно в 1000 году Лейф Эрикссон с командой из 35 человек отплыл в сторону Северной Америки. Считается, что он открыл три региона американского побережья: Хеллуланд (предположительно Баффинова Земля), Маркланд (предположительно Лабладор) и Винланд, получивший своё название за большое количество произраставших там виноградных лоз (предположительно Ньюфаундленд). США подарили этот памятник Исландии тысячелетию исландского парламента (1930 г), и памятник установили на площади в 1932 году, когда церкви ещё и в помине не было. Проект церкви появился лишь пять лет спустя, а сама церковь появилась гораздо позже — её долго и мучительно строили в течение 41 года.

Точно такой же памятник стоит в Newport News (штат Вирджиния), в морском музее. Типичный русский богатырь 🙂

Последующие брождения по городу систематизированы не были 🙂 Stay tuned 🙂

Исландия. Рейкьявик

Пишет жж-юзер: crimson-zeus Я давно таил надежду поехать в Исландию, и вот этим летом все и произошло, смиривщись с достаточно большой суммой, потраченной на это путешествие, мы выдвинулись в сторону прекрасного острова, расположенного в Атлантическом океане, где-то между Гренландией и Норвегией. По Исландии лучше всего путешествовать на автомобиле, у них есть федеральная трасса 1 ,которая проходит по кругу весь остров, однако уже по прилету нам сообщили печальную новость, что мост через реку недалеко от городка Вик смыло рекой, и проехать по кругу весь остров у нас скорее всего не получится. Но обо всем по порядку, Сегодня я расскажу немного про столицу Исландии — город Рейкьявик. Международный аэропорт находится в 50км от столицы, поэтому в аэропорту мы взяли нашу арендованную малолитражку хёндай ай10 и отправились смотреть город.

1. Всего в Исландии живет около 300 000 человек, и 60% из них живут в столице и пригороде, вообще это лучшая страна для уединения и отдыха от людей, плотность населения 3 человека на квадратный километр.

Читать еще:  Чемпионат Южной Америки в Laser

2. Рейкьявик считается самым чистым городом в мире, а Исландия занимает второе место в рейтинге миролюбивости по мнению журнала Форбс. Сам город мне показался сонным и очень спокойным, приехав туда к вечеру мы прогулялись к центру города, к слову, путь пешком от окраин города к центру занял у нас минут 10-15.

3. Город-побратим Рейкьявика — Санкт-Петербург.

4. Население Исландии на 95% коренное, это потомки викингов, говорящие на исландском языке, в мире на исландском языке говорят всего 306 000 человек.

5. Рейкьявик — самая северная столица в мире, однако с погодой нам везло на протяжении всей поездки, да и вообще, благодаря теплым течениям, климат в Исландии достаточно комфортный, средняя температура летом 10-12 градусов ,зимой -2 градуса.

6. Я бы назвал Рейкьявик городом искусств, здесь полно лавок художников, всякие дизайнерские магазинчики, встречаются граффити известных европейских художников, да и вообще все тут с изюминкой, многие пишут, что Рейкьявик скучный город, однако мне он показался наоборот, красочным и интересным.

7. Кстати, в августе у них тут проходит гей парад, его даже в самолетах рекламируют в разделе фестивалей и прочих интересностей.

8. Молодежь в городе в основном передвигается на скейтах и лонгбордах.

9. Очень крутые штуки я заметил в некоторых местах города, на фасад здания подвешивают на ниточках кучу светоотражающих кружочков, которые колышутся от ветра и блестят на солнце, эффект просто сногсшибательный. В верхней части здания как раз такая инсталляция.

11. Летом тут белые ночи, а зимой световой день длится всего 4 часа.

12. Да, в Исландии все очень дорого, раза в два дороже чем в Европе, самое дорогое это алкоголь и сигареты, также сложно найти, где можно покушать за разумные деньги. Молодежь к сожалению толстеет, скорее всего именно потому, что в городах либо фастфуд местного производства (макдональдсов и бургеркингов я в Исландии не заметил), либо заведения для туристов с достаточно высокими ценами, чего-то среднего нету.

13. Неземной красоты недавно открывшийся концертный дом HARPA — гордость Рейкьявика. Про него я расскажу в отдельном посте.

Что посмотреть на севере Исландии

Одна из наших последних поездок в Исландии. В адекватной доступности от нас, на севере не было мест “обязательных к посещению”, (таких как “Арканзас” :-D), поэтому его оставили на потом. Когда планировали поездку, назвали ее «поехали посмотреть на тюленей”. План получился такой — посетить место на севере, где обычно можно увидеть тюленей, скалы (с каменной статуей викинга в виде бонуса), и маяк. Ехали по уже привычной, платной дороге (1000 крон за проезд в одну сторону), через туннель. По дороге удалось поймать красивый закат, напоследок Исландия решила порадовать нас красивыми видами.

Кстати, если на юге Исландии осенняя слякоть и грязь, то на севере уже настоящая зима — кругом снег.

Никто не обещал что тюленей точно можно увидеть, место описано как “возможно вы сможете там увидеть тюленей”, но похоже что это был наш день и тюлени были на месте. Кстати, может быть это и не совсем тюлени, а какая нибудь, как на Байкале, нерпа, но я думаю что все таки это были тюлени. Кто-то переведет с исландского? 🙂

На камнях и небольших островках было много тюленей, но к сожалению к ним не удалось близко подобраться. Ближе всего получилось подойти за пять метров, через грязь и заросли водорослей на берегу. Фото хоть и с близкого расстояния, получилось не очень отчетливое, но в любом случае галочку “видел тюленей” поставил.

Еще кроме тюленей там были и бараны, мне очень хотелось сфотографироваться с ними, но у них похоже были другие планы. Убежали, не удалось. Несмотря на то, что в Исландии количество овец больше чем количество исландцев, за месяц мне удалось встретить овец на открытом пространстве лишь однажды — все остальные разы они были в загонах.

Координаты места где можно посмотреть на тюленей

Стоило только отъехать в сторону следующей точки, как мы наткнулись на огромное пастбище еще одной исландской достопримечательности — исландских лошадей. В Исландии до сих пор действует закон, запрещающий ввозить лошадей, даже вывезенных оттуда ранее. Например, если какая-то лошадь будет вывезена для участия в соревнованиях по конному спорту, обратно вернуться она не сможет, такой закон. . Вот так в одном месте удалось практически побывать в зоопарке 🙂

Сначала показалось что следующая точка никуда не годится. По крайне мере викинг уж точно — просто груда камней, ехать сюда только ради него явно не стоит. Впечатление спас потрясающий вид открывающийся со скал. Если вы хотите эпичных фотографий из серии “сфоткай, типа на обрыве сижу” — вам сюда, лучше места не придумать. Одно из тех мест где ощущаешь себя на краю света, дальше только Антарктида, очень красиво и завораживающе. Кстати, как раз на севере Исландии смотрят на китов, но для этого обычно берут лодку и отплывают от берега, но похоже это как нибудь в другой раз.

Последней точкой в этой поездке был маяк и скала рядом с ним напоминающая корабль. Когда мы доехали до места, уже стемнело, до самого маяка нужно было пройти приличное расстояние пешком, поэтому мы решили ограничиться фотографией издалека. Получилось очень символично, последняя точка в наших поездках по Исландии, уплывающий корабль и маяк освещающий ему путь.

Это был наш последний выезд на природу в Исландии, но не последнее мероприятие. Уже после нам удалось съездить нормально посмотреть северное северное сияние и посетить, наконец, Blue Lagoon (которая обычно стоит первой в списке к посещению в Исландии), но об этом в следующем посте 😉

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector