1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как денди лондонский одет

Кто такой денди

«Как денди лондонский одет» – эта фраза из «Евгения Онегина» Пушкина давным-давно стала крылатой и нередко употребляется, когда речь заходит о мужской моде и элегантности. Слово «денди» прочно ассоциируется с образом стильно одетого молодого человека, а также может восприниматься как синоним щеголя, мужчины, особенно тщательно следящего за своими внешним видом. Мы постоянно используем это понятие, но при этом мало кто может ответить на вопрос, кто же такие эти легендарные денди? Попробуем разобраться!

Содержание:

Происхождение понятия «денди»

Понятие «денди», а также менее прижившееся в повседневной русской речи «дендизм» зародились в Великобритании. Этим термином обозначают мужчин, которые уделяют много внимания своему внешнему виду, искусству светского общения, различным приятным хобби, то есть стремятся всем нравиться и наслаждаться жизнью, но обязательно делают это непринужденно и элегантно. Первыми денди в конце XVIII — начале XIX веков были выходцы из среднего класса, пробившиеся в высший свет: не имея наследственных титулов и средств для покупки драгоценностей и многочисленных нарядов, они делали ставку на костюм, безупречно посаженный по фигуре, и идеальное знание светских манер. Кстати, укрепившееся за этим словом с легкой руки Пушкина определение «лондонский» не случайно: именно британская сдержанность и элегантность противопоставлялась в этом случае французской любви к безудержной роскоши.

Истинный денди – воплощение небрежного шика

Происхождение слова «денди» (dandy в англ.) точно неизвестно. Есть мнение, что оно произошло от французского dandin – маленький колокольчик, то есть пустозвон, бездельник. Другая версия отсылает к шотландскому jack-a-dandy, что означает «красавчик». Как бы то ни было, это слово прочно вошло в английский, а затем и в русский лексикон уже в начале XIX века и используется до сих пор.

Первый денди в истории

Исследователи сходятся на том, что первым денди в истории был англичанин Джордж Брайан Браммелл (1778 — 1840). Он не мог похвастаться аристократически происхождением (его дед был лакеем, а отец секретарем), но пробился в круги высшей знати благодаря отличному образованию, которое смог дать ему разбогатевший отец, и связям. Браммел окончил Итон, несколько лет провел на военной службе, но после знакомства с принцем Уэльским, будущим королем Георгом IV, который стал его другом и покровителем, полностью посвятил себя любимому делу — карьере денди.

Этот англичанин прославился тем, что ежедневно тратил несколько часов на уход за собой, умел виртуозно одеваться и завязывать шейный платок самыми причудливыми способами, главное — всегда выглядел безупречно, хотя на первый взгляд очень скромно. В те времена, когда мужчины из высшего света носили расшитые камзолы, пряжки с драгоценными камнями, кружевные рубашки, шляпы с металлическими блестками и т.п., Браммелл предпочитал фрак из простого сукна, который, однако, был идеально посажен по фигуре. К нему основатель нового стиля тщательно подбирал немногочисленные аксессуары: шейный платок, золотое кольцо, золотую цепочку карманных часов и изящную табакерку.

Основатель стиля денди не только вошел в историю, но и удостоился памятника в Лондоне

Постепенно этот элегантный образ стали копировать другие британские модники того времени, задав новое стилевое направление, основными чертами которого стали сдержанность, изящество, непринужденность. Отсутствие излишней вычурности, простой костюм высокого качества с белоснежной рубашкой, яркий жилет и шейный платок, немногочисленные, но дорогие аксессуары, а также идеальная ухоженность кожи, усов и причёски. Несложно заметить, что по сути подобный образ, за исключением отдельных деталей и кроя, не утратил своей универсальной элегантности вплоть до наших дней.

Но образ истинного денди не ограничивался безупречным внешним видом. Известно, что тот же Браммелл задал новую манеру светского общения, которая сочетала непринуждённость в с остроумным цинизмом и умением сохранять бесстрастие в любой ситуации. Он нередко шокировал свет своими заявлениями: например, считается, что однажды на вопрос о том, как ему удается пользоваться таким вниманием женского пола, он ответил что секрет в том, чтобы «со служанкой говорить как с дамой из высшего света, а с дамой из высшего света — как со служанкой». Также Браммелл мог отпустить нелестные, но меткие замечания о внешнем виде собеседника. Но все это он делал с неизменной непринужденностью и изяществом.

Денди среди знаменитостей и литературных персонажей

Конечно же, история не сохранила имена всех модников XIX века, но из известных людей к денди относят Джоржда Байрона, Оскара Уайльда, Шарля Бодлера, Обри Бердслея, Робера де Монтескью, Уолтера Патера, Габриеле д’Аннунцио, Михаила Кузмина, Сальвадора Дали и многих других.

Знаменитый денди Оскар Уайльд

Не меньшую популярность последователи Джорджа Браммелла получили в художественной литературе. Помимо уже упомянутого и знакомого нам всем Евгения Онегина, явными денди являются Тремэн из одноименного романа Роберта Уорда, лорд Генри из «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда, Пелэм из романа «Пелэм, или Приключения джентльмена» Эдварда Бульвер-Литтона, сэр Перси Блейкни из «Алого первоцвета» Эммы Орци и другие.

Современные денди

Мода меняется — стиль остается. В наши дни никто не носит часы на цепочке и не пользуется табакеркой, но основные принципы образа денди остались теми же: отсутствие излишней вычурности, элегантность, невозмутимость и естественность в пренебрежении общепринятыми правилами. Современными денди называют Бреда Питта, Джонни Деппа, Дэвида Бэкхэма.

Брэд Питт – пример небрежной элегантности современного денди

Основы стиля денди

Итак, подведем итог. Что создает образ настоящего денди? Во-первых, общая ухоженность, красивая стрижка, аккуратные усы и борода, подтянутая фигура.

Читать еще:  ТОП-10 самых шикарных яхт

Одежда должна быть неброской, но из качественных материалов и отлично сидеть как влитая. Это может быть как классический костюм, так и пиджак с джинсами для менее строго образа. Можно также вспомнить, что родина образа денди — Великобритания, и обратить внимание на элементы, ассоциирующиеся с английским стилем: твидовые костюмы, пальто из шерсти, тренчи.

Мода меняется – основы элегантности истинного денди остаются прежними

Следующий важный момент — аксессуары. Если в XVIII веке Джордж Браммелл упражнялся в завязывании шейных платков, то современные денди имеют в своем арсенале галстуки и шарфы. Искусно завязывать их умеет не каждый, но при желании этот навык вполне реально освоить используя наши статьи: как завязать галстук и как завязать шарф мужчине.

Ну и конечно, основа образа денди идет изнутри: непринужденность, уверенность в себе, чувство юмора и некоторая отстраненность стороннего наблюдателя — вот главные черты представителей этого стиля.

Заключение

Может показаться, что образ «лондонского денди» давно канул в лету вместе с закрытыми клубами для джентльменов, обучению верховой езде и романами Оскара Уайльда. Однако несмотря на ускорение ритма жизни, новые технологии и обилие переменчивых модных тенденций, принципы стиля и элегантности остаются теми же, что и двести лет назад. Ведь как известно, новое — это хорошо забытое старое, так что вполне может быть, что вы еще не раз услышите слово «денди», причем произнесенное по отношению к вам.

«Как денди лондонский одет. », или Кое-что об имидже литературных героев

Великолепные платья или старые ветхие наряды: в литературе, как и в реальном мире, встречают по одежке. Так что писателям порой очень важно продумать образ персонажа вплоть до последней пуговки. Кроме того, костюмы говорят читателям не только о самом герое, но и об эпохе, в которой он жил. В XIX веке в Великобритании даже сложилась традиция особых модных романов, где слово «модный» было и синонимом популярности произведений, и намеком на гардероб действующих лиц.

Среди русских литературных героев тоже немало щеголей. О них и поговорим в нашем материале.

Наташа Ростова

Уже давно образ главной героини «Войны и мира» стал синонимом юности и легкости. Описывая героиню, Лев Толстой уделяет внимание не только ее характеру, лицу и юношеской худобе, но и ее нарядам. А ведь действие романа происходит задолго до рождения писателя! Значит, для патриарха русской литературы было важно, как одевалась его Наташа.

Возьмем, к примеру, знаменитую сцену бала. Несколько раз Толстой останавливается на том, что девушка очень гордилась своим длинным платьем. Наряд с юбкой в пол был своеобразной инициацией для женщин из высшего света. До тех пор, пока они носили короткие платьишки, под которыми виднелись панталоны, они считались детьми. Именно в таком виде впервые в романе появляется тринадцатилетняя Наташа:

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».

Длинное же платье означало, что девочка выросла, и родители начинают поиски жениха. Именно на балу Наташа и встречает Болконского. Однако юбка такого наряда не должна доставать до пола, в противном случае, его обладательница не сможет танцевать! Бальные платья делались короче повседневных и могли открывать ножки, на которых красовались узкие туфельки, похожие на современные балетки или пуанты.

Итак, на Наташе и Соне были платья «белые дымковые на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже». В начале XIX века талия на женских нарядах была сильно завышена, корсета и вовсе могло не быть, так что силуэт напоминал очертания античных статуй. Образ греческой богини завершали прически à la grecque.

Евгений Онегин

«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» — советует читателю Александр Пушкин и рисует своего Онегина настоящим денди. Надо сказать, одежда Евгения вообще была провокационной и ультрамодной на момент написания романа. Чего только стоит строка: «Надев широкий боливар, / Онегин едет на бульвар»! Во-первых, Пушкин намеренно использует жаргонизм, называя широкополую шляпу «боливаром» по имени прославившего его политического деятеля. А во-вторых, Симон Боливар был кумиром европейских либералов, так что по шляпе можно догадаться и о политических взглядах Евгения.

Читаем дальше: «Я мог бы пред ученым светом / Здесь описать его наряд; / Конечно б это было смело, / Описывать мое же дело: / Но панталоны, фрак, жилет, / Всех этих слов на русском нет».

История с панталонами и фраком (последний изначально был лишь костюмом для верховой езды) — один из самых громких модных скандалов в России XIX века. Знали бы вы, какой ажиотаж произвели белоснежные панталоны на выпуск, которые сравнивали с простонародными «портками». Интерес к таким брюкам появился в 1819 году, в то время, когда происходит действие первой главы «Евгения Онегина». Так что наш герой, возможно, тоже модничал в белых панталонах. А теперь представьте их в комплекте с фраком любого цвета, кроме черного, в котором ходили франты той поры. Впечатляющее должно быть зрелище, не правда ли? За подробностями отсылаем вас к работам Юрия Лотмана.

Анна Сергеевна Одинцова

Иван Тургенев уделял нарядам своих героинь не меньше внимания, чем Пушкин или Толстой. Одежда подчеркивает яркость личности, незаурядность характера или, наоборот, робкую милую натуру. Юные девушки, такие как Ася из одноименной повести и Джемма («Вешние воды»), обычно носят легкие ситцевые платья и простые шляпки. Гораздо интереснее рассмотреть гардероб менее однозначных героинь.

Тургенев несколько раз описывает костюмы Одинцовой, героини «Отцов и детей», которая сумела растопить даже сердце Базарова. Впервые она предстает перед читателем в черном вечернем платье:

Читать еще:  Мегаяхта недели: GUILTY

«Она поразила его (Аркадия) достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий. »

После мы видим ее в простом утреннем наряде, затем в бережевом (разновидность шерстяной ткани) платье, ну и наконец в широком белом, которое закрывает ее полностью. В 60-х юбка в наряде знатных дам достигла своего максимального размера. И если корсаж плотно облегал верхнюю часть тела, то юбки могли занимать добрую половину небольшой комнаты.

Если вернуться к вечернему образу Одинцовой, то интереснее всего в нем кажется прическа, в которой используются свежие цветы. В то время умели создавать и искусственные бутоны, но выглядели они весьма уродливо. А вот живые цветы, даже экзотические, выращивались в оранжереях круглый год. Так что достать ветви фуксий для богатой Одинцовой даже в уездном городе было делом элементарным. Яркие цветы как украшение к весьма сдержанному платью — не только подчеркивают хороший вкус героини, но и ее внутреннее состояние: за маской сдержанной и холодной женщины кроется сильная и страстная натура.

Еще одна тургеневская модница — Марья Николаевна Полозова, персонаж «Вешних вод». Роскошные наряды с шелестящими юбками и разнообразные аксессуары контрастируют с образом невесты главного героя. «Не подобранные косы роскошных волос» в эпоху, когда в моде были высокие прически с локонами по бокам, будто вторят ее змеиной фамилии. Именно в роли змеи-искусительницы Марья Николаевна и выступает в судьбе Санина.

Как денди лондонский одет

Денди…Когда-то ими восхищались и подражали, они пользовались успехом у женского пола, их любили и ненавидели. Светские львы, которые были завсегдатаями салонов и производили неописуемый эффект на окружающих. Кто же такие денди?
Денди (англ. dandy) — социально-культурный тип XIX века в буржуазно-дворянском обществе. Изысканно одетый светский человек, подчёркнуто следящий за внешним видом, поведением, изысканностью речи. Щёголь, франт, законодатель моды. Так говорит Большая Советская Энциклопедия, словарь Даля и Wikipedia.

К известным денди относятся Байрон, Джордж Браммел, Гюисманс, Робер де Монтескью, Оскар Уайльд, Джеймс Уистлер, Бодлер, Макс Бирбом и другие личности. Чаще всего денди принадлежали к среднему классу, хотя и вели аристократический образ жизни. Дендизм появился в начале XIX века в Англии. Его основателем считают самого знаменитого денди – лорда Джорджа Брайана Браммелла. Джордж Браммелл, в отличие от классических франтов и щеголей, которые старались выделиться своей одеждой и манерами, чётко придерживался принципа, что одежда определяется законами приличия. В своих нарядах он избегал пестрых оттенков, различного рода аксессуаров и побрякушек. Джордж Браммелл носил отлично скроенные сюртуки и фраки и не стремился оказать какое-либо влияние на моду. Тем не менее, Браммелл в свое время был иконой стиля, которому подражали тысячи юношей по обе стороны Ла-Манша. Им восхищался даже лорд Байрон. Сумасшедший успех Браммеллу обеспечило и его умение высмеивать других. Он дерзко и безнаказанно язвил даже в адрес короля. Но увы, недолго. Из-за своей убийственной способности Браммелл вынужден был покинуть Англию, после чего в его жизни наступила черная полоса – он проиграл свое состояние в карты, попал в сумасшедший дом и умер в полной нищtте. Первая жертва моды, Браммелл, вошел в пятерку самых наилучшим образом одетых мужчин всех времен и народов. Хотя ему и подражали многие знаменитости разных эпох, никто так и не смог превзойти Великого Браммелла.
Из чего же состоял гардероб денди?
Основной деталью одежды денди являлся фрак с длинными фалдами, которые достигали колен, и с воротником фатерморд. Во времена дендизма, фраки для денди шились из шерстяных тканей. Именно в эту эпоху создаются известные твид, фланель и клетчатый рисунок ткани. В покрое костюма иногда использовались даже корсеты. Совершенный крой и внимание к деталям – основные характеристики одежды денди. Невзирая на свою простоту, одежда денди была очень дорогой. Минимализм и элегантность были вылизаны до совершенства и стали эталоном классического стиля и изысканности. В одежде того времени преобладали черный и коричневый цвет, а также синий, серый – никаких кричащих оттенков. Единственными уместными аксессуарами считались булавка в галстуке и карманные часы с цепочкой. Рубашка денди должна быть всегда белоснежной. В связи с этим элегантному мужчине тех времен еженедельно требовалось двадцать рубашек, а также двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков. Особенную роль играл галстук или шейный платок. Этот элемент одежды был единственным броским аксессуаром в имидже денди. И конечно неотъемлемым атрибутом денди являлся цилиндр.
По одному из определений, денди – это мужчина, умеющий носить одежду. Причем с таким видом, как-будто он не придает ей ни малейшего значения. Действительно, денди очень часто специально протирали костюмы или заставляли лакеев разнашивать фраки, чтобы придать им поношенный вид. Это объяснялось тем, что появляться на светских мероприятиях в новом костюме являлось признаком дурного тона. Денди – это не модный костюм, а манера носить его. Существовал даже кодекс денди, который определял манеру поведения и основные принципы денди.

Вот некоторые из пунктов кодекса Dandy:
1. Физические данные
2. Элегантность
3. Самообладание
4. Апломб
5. Независимость
6. Остроумие
7. Скептицизм
8. Самоуверенность
9. Достоинство
10. Тонкий вкус

Как денди лондонский одет или откуда взялись метросексуалы?

Словом, а вернее, новым понятием «метросексуал» нынче принято пугать мужчин, которых сразу одолевают нехорошие ассоциации, и женщин, которые с возмущением полагают, что эти самые «метро» украли у них прерогативу идти за модой и где-то даже обгонять ее. А между тем – не правы ни те и не другие.

К сексуальным меньшинствам, слава богу, «метросексуалы» отношения не имеют. А прихорашиваться, носить вещи «от кутюр» и, вообще, выглядеть «гламурненько» первыми начали не они.

Читать еще:  Яхт-клуб «Адмиральская бухта»

Помните ли вы известные строки, принадлежащие перу А.С. Пушкина «Как денди лондонский одет»? С учетом того, что этого самого русского поэта (хоть его дед и был арапом) все еще преподают в школах, наверняка помните. Беда только, что для подавляющей части населения слово «дендизм» окончательно потеряло свое значение. Так, нечто среднее между сексуальным извращением и названием опасной болезни.

Совсем не то было в середине 19 века, когда денди смело можно было назвать «ум, честь и совесть эпохи», с учетом того, что все эти качества им заменяла «ее величество мода», возведенная в степень абсолюта.

В принципе, стать истинным денди было не так уж сложно. В первую очередь необходима была известная финансовая свобода, так как с точки зрения элегантности фрак нужно было сменять каждые три недели, шляпу каждый месяц, а обувь – еженедельно. Прибавьте к этому разные мелочи – вроде десятка-другого галстуков, нескольких дюжин рубашек, десятка пар перчаток, парочку жемчужных булавок для галстука и алмазных запонок – и станет ясным: деньги – основа дендизма. Но не только.

Истинный денди не только одет «с иголочки». Он точно знает, что и куда можно носить, что с чем сочетается и какой предмет мужского туалета в первую очередь выдает провинциальность своего владельца. Например, недопустимым считалось, чтобы новизна костюма бросалась в глаза. Для этого его давали поносить слуге пару раз или потереть пемзой, песком.

И вот там, где кончались деньги, начинался артистизм. Мало было хорошо, дорого, безупречно одеться. Нужно было выглядеть так, как будто все эти многочисленные детали аристократического костюма не стоили даже мгновения твоего внимания. Помните ощущения Кити Щербацкой из романа «Анна Каренина» Л.Н.Толстого? «Несмотря на то, что туалет, прическа и все приготовления к балу стоили Кити больших трудов и соображений, она теперь, в своем сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, как будто все эти розетки, кружева, все подробности туалета не стоили ей и ее домашним ни минуты внимания, как будто она родилась в этом тюле, кружевах, с этою высокою прической, с розой и двумя листками наверху ее». Вот именно так и умели ощущать себя истинные денди – легко, свободно и непринужденно.

К славной когорте денди причислено множество известных имен европейской литературы, политики и просто аристократии. Среди них Оскар Уайльд, Бенджамен Дизраэли, лорд Байрон, Оноре де Бальзак, Марсель Пруст, Стендаль, Джордж Байрон и, конечно, несравненный Джордж Брайан Браммел, законодатель мод и автор книги «Мужской и женский костюм», которого называли «премьер-министр элегантности». Был денди и Евгений Онегин, знаменитый персонаж знаменитого романа в стихах.

«Божьи заповеди» денди заменяли двумя правилами — «заметной незаметности» и продуманной небрежности. Оба принципа восходят к Джорджу Браммеллу, который считал, что можно (и нужно. ) потратить уйму времени на туалет, но потом необходимо держаться так, как будто в костюме все сложилось как-то само собой, совершенно случайно. Поэтому он проводил несколько часов перед зеркалом, чтобы узел его галстука выглядел небрежно — элегантно.

К этим, так сказать чисто внешним, отличительным признакам ярого денди добавлялась парочка качеств, без которых карьера «метросексуала», как сказали бы сегодня, не удалась. Это знаменитая «неподвижность лица», воспетая в кодексе английского дворянина. Герой романа Бульвера-Литтона «Пелэм» (и автор, и главный герой были денди до мозга костей) заявлял: «Я неоднократно наблюдал, что отличительной чертой людей, вращающихся в светском обществе, является ледяное, несокрушимое спокойствие, которым проникнуты все их действия и привычки — от самых существенных до самых ничтожных: они спокойно едят, спокойно двигаются, спокойно живут, спокойно переносят утрату своих жен и даже своих денег, тогда как люди низшего круга не могут донести до рта ложку или снести оскорбление, не поднимая при этом неистового шума». Это первое.

Второе — это умение сочетать холодную наглость в сочетании с изысканной вежливостью! Что поделать – о, времена, о нравы! Вивиан Грей, герой другой «библии» дендизма опаздывает на великосветский обед и вместо того, чтобы скромно притулиться на свободном месте с краю стола, нахально заставляет всех присутствующих двигать свои кресла, чтобы самому занять место с хозяйкой дома. В результате у гостей перепутаны тарелки, происходит полный переполох. «Ну вот, это разумное расположение, что может быть лучше», — делает вывод Вивиан Грей.

Третье – избегать вульгарности. Денди не может быть вульгарным — гласит известное изречение. Лорд Честерфилд (разумеется, тоже денди, а как иначе?) подытожил черты «homo vulgaris»: скандальность, неуступчивость в мелочах, выпячивание собственного «я» и привычка с пафосом говорить о себе, пристрастие к пословицам, избитым выражениям и иностранным словам.

Даже походке денди придавали огромное значение. Чтобы выглядеть «Du comme il faut» нужно было «держаться прямо, ставить ноги по одной линии, не уклоняться слишком сильно ни вправо, ни влево, незаметно вовлекать в движение все тело, легонько покачиваться, наклонять голову. ”. В общем, идеал походки включал в себя разумную согласованность и отсутствие суетливых жестов.

И еще одно замечание. Налет «голубизны» прочно отложился на денди только после небезызвестного писателя Оскара Уайльда! До этого денди могли ходить в кружевах, беспокоиться о цвете камзола и бутоньерке в петлице и никто не подвергал сомнению их мужественность.

Что ж, так может стоит сказать спасибо современной моде за то что спустя почти 200 лет она вернула мужчинам право быть модниками, не боясь, что их осмеют, за то, что многолетнее утверждение «мужчина должен быть злюч, могуч и вонюч…» (знаете, да?) утратило свои господствующие позиции! Может не так уж и плохо, когда у женщин с мужчинами, наконец-то, появилась общая тема для разговоров – мода, как искусство жить!

Ну и еще немного модников той блистательной эпохи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector