60 лет Harley-Davidson Sportster: эволюция модели в картинках
moto strangers
История Sportster
Прародителем Sporster можно считать Model K. Именно на основе этого мотоцикла и был построен новый Sporty. Годом рождения Sporty считается 1957. Он был представлен как «Новый мотоцикл с современной силовой установкой». Верхнеклапанный двигатель V-twin объемом 55″ со степенью сжатия 7.5:1, 4 распредвалами. Диаметр цилиндра и ход поршня — 3.0″ и 3.81″. Модель получила название XL, наверное потому что букву X еще не использовали для гражданских мотоциклов. А двигатель получил прозвище Ironhead — головы цилиндров были чугунными. Первые спорти стоили $1103 и в 1957 году было продано 1983 штуки.
В 1958 году была представлена модель XLH. Буква H говорила о втором шаге после базовой модели, хотя некоторые считают что это означает «High compression». Двигатель отличался большей степенью сжатия, большими клапанами, шестерни распредвалов стали едиными с распредвалами, перенесли подсос карбюратора на другую сторону, генератор получил 2 щетки.
1959 принес XLH двойной выхлоп, новую фару, счетчик пробега, нейлоновый натяжитель цепи. Он проезжал 1/4 мили за 14.5 сек на скорости
В 1960 появились новые амортизаторы.В 1 963 модели XLH и XLCH получили новые передаточные отношения 3 передачи — 1.323:1, ранее было 1.381. XLCH получил глушители shorty duals, ключ зажигания и улучшенную магнето/катушку. Четверть мили пролетала за 14.3 сек.
1964 — небольшие изменение во внешнем виде: новая раскраска бака, хромированная панелька на вилке.
1965 . XLH и XLCH стали 12 — вольтовыми, XLH получил автоматическое опережение зажигания, более качественный звуковой сигнал, новые амортизаторы и бак на 3.7 галлона.
1966 . Сменились распредвалы, гоночные разработки дали впускные каналы и клапана jumbo. Двигатель выдавал уже 60 л/с. Карбюратор поменяли на Tillotson, он получил защиту от нагрева.
1967 . Появился электростартер, новые амортизаторы.
1968 . Новая вилка, убран кикстартер с XLH, новый вил крышки первичной передачи, появилась дополнительная опция — бак-фисташка.
1969 . Впервые применили выхлоп с переходником, добавив 5 л/с. Теперь двигатель выдавал 58 лошадок. Новые литые головы цилиндров.
1970 . Новая модель XR-750, гоночный вариант sporty. На XLCH поменяли зажигание.
1971 . Мокрое сцепление с одной пружиной
1972 . Новый двигатель объемом 61″ или 1000сс, 61 л/с, степень сжатия 9:1, максимальная скорость 110+ миль/ч, 1/4 мили за 13.38 сек при скорости 97.7 миль/ч. Карбюратор теперь Bendix/Zenith, новый маслонасос, маслобак переместили ближе к цепи.Седло стало тоньше и с меньшим количеством набивки.
1973 . С конвейера сошли первые харли AMF. Появились обязательные поворотники, новая вилка Kayaba 35мм, дисковые тормоза спереди.
1974 . Появилась возвратная пружина для газа
1975 . Вилка Showa 35мм.
1977 . Новая рама спроектирована так, что можно снять маслонасос, не снимая двигатель с рамы. Появилась модификация XLT — XL Touring. Бак на 3.5 галлона, туринговый руль, кофры от FLH, ветровое стекло. На мотослете в Дайтоне был представлен XLCR с литыми алюминиевыми колесами, седлом-одиночкой, фиберглассовым «хвостом», черным двигателем с 68 л/с, степенью сжатия 9:1, разгонявшим мотоцикл до 110миль/ч. Выхлоп также был черным, имелось небольшое ветровое стекло, низкий руль, спереди было 2 тормозных диска. Топливный бак на 4 галлона.
1978 . Опциональные литые колеса, 2 тормозных диска спереди, электронное зажигание, аккумулятор и маслобак спрятали глубже «внутрь» мотоцикла. Юбилейный XLH, посвященный 75-летию компании, отличался цветовым решением.
1979 . Все модели получили раму и выхлоп от XLCR, выпуск XLT прекратился. Убрали кикстартер, зато дисковые тормоза появились и спереди и сзади. Это последний год выпуска XLCH, но представлена модель XLS: расширенная вилка, 16″ переднее колесо, драгбар на стойках 3.5″, спинка с кожаной «подушкой», седло из 2 половинок, подножки-выносы highway pegs.
1980 . 16″ колесо заменили 18″
1981 . HD выкуплен обратно у AMF. Опционально появились спицованные или литые колеса, заднее колесо 16″ или 18″. У XLS : рогатый руль, бак на 3.3 галлона, опционально 2.2. У XLH более кототкая вилка и бак на 3.3 галлона опционально.
1982 . Более легкая рама, перемещен маслобак, прокладки голов цилиндров более толстые, степень сжатия стала ниже — 8:1. Увеличен задний диск. На XLS перемещена батарея.
1983 . XLH: высокий руль, бак на 3.3 галлона опционально, новое седло, выхлоп с меньшими ограничениями. Новая модель XLX-61: седло-одиночка, бак-фисташка, из приборов только спидометр, колеса с 9 спицами, генератор 156 Вт, два 10″ тормозных диска спереди. Также представлена модель XR-1000, базирующаяся на ходовой части XLX: алюминивые головы цилиндров с впускными каналами справа и выпускными — слева. Цилиндры укоротили на полдюйма. Зажигание V-fire III, два карбюратора Dell’Orto 36мм. Колеса 9-спицевые. Мотор выдавал 71л/с при 5600 rpm, мотоцикл разгонялся до 125миль/ч. Бензобак на 2.5 галлона, маслобак на 2.5 кварты.
1984 . Заменен генератор, XLH снова получил бак-фисташку, XR — улучшенные тормоза и оранжево-черную «гоночную» раскраску. XLH/X/S — один тормозной диск спереди большего размера.
1985 . Производство обрезается в связи с ожиданием Evo-XL.
1986 . Первый год производства Evo-XL в 2 вариантах 883сс и 1100сс. Рама от XLX, цилиндры и головы цилиндров алюминиевые, появились гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, карбюратор Keihin 34мм, литые алюминиевые колеса, седло-одиночка, высота 30″, низкий руль, поворотники дублированы.
1987 . 30 годовщина производства Sporty. Первый год производства Evo Hugger — вилка короче на 2″, более мягкое седло — 26.75″ (на 1.75″ ниже стандартного)
1988 . Новая вилка 39мм, вместо старых 35мм. Карбюратор Keihin CV40. первый год производства мотора 1200сс.
1989 . Небывалое поднятие цены на 883 с $3995 до $3999 ну и перенесен крепеж подножки.
1990 . Новый бумажный воздушный фильтр, карбюратор KeihinCV40 с ускорительным насосом.
1991 . Коробка стала 5-ступенчатой, на 1200 и 883 deluxe появился ременной привод вместо цепного. Усовершенствованы гидрокомпенсаторы, переделана система маслотока в двигателе, вентиляция двигателя переместилась с картера в головы цилиндров, генератор переместился из-под сцепления к коленвалу, изменился дизайн крышки первичной передачи, новый крепеж подножек, шины K402 заменены на Dunlop k-291, поворотники стали самовыключающимися, маслофильтр стал единым со своим корпусом. Трубы толкателей теперь «одним куском».
1992 . Пульты на руле теперь стандартные.
1993 . Ременной привод на всех Sporty
1994 . Переделан маслобак, Крышка сцепления теперь крупнее и крепится 4 болтами, вместо старой, которая была меньше и располагалась над центром сцепления. новаяя проводка: использованы водозащищенные коннекторы, новый электро-блок под седлом.
1995 . На 1200 моделях появился больший бензобак на 3.25 галлона, бензокран стал вакуумным и замок зажигания перенесен на рулевую колонку, спидометр стал электрическим.
1996 . Первый год производства моделей 1200 Custom и Sport.
1997 . На 883 моделях появился больший бензобак на 3.25 галлона
1998 . Новое зажигание single fire. 1200Sport получил головы цилиндров с 2 свечами.
1999 . Первый год производства 883С
2000 . Первый год для закрытый подшипников колес и 4-поршневых тормозных суппортов. Маховики теперь спрессованы вместе для большей прочности.
2002 . Первый год производства 883R. Представлены поворотники-«пули»
2003 . Последний год производства моделей, у которых двигатель установлен в раму жестко. Новые зеркала. Особая раскраска к 100-летнему юбилею компании.
2004 . Двигатель крепится на сайлент-блоках для уменьшения вибраций. Картер стал другим — чтобы получить доступ к коробке передач, нужно располовинивать двигатель. Рама стала жесче (двигатель больше не является элементом силовой конструкции) и тяжелее. Правая половина картера крепится в раму на сайлент-блоках, левая же половина прикручивается к правой. На 20% увеличилась площадь ребер охлаждения, масло разбрызгивается прямо на донышки поршней, объем масла увеличен. Т.о. двигатель охлаждается лучше предшественника. Поршни стали легче. Из-за формы сайлент-блоков двигатель получил прозвище dogbone — собачья косточка (в зоомагазинах продаются резиновые кости для собак). Высота по седлу уменьшена на дюйм, маслобак стоит дальше под седлом, ширина задней шины теперь 150мм. Модели Custom получили баки-капельки на 4.5 галлона. Новая крышка воздушного фильтра. Тормозные суппорты, пульты и ручки руля теперь отличаются от остальных моделей харли.
Минусам rubber mounted XL можно назвать крепление выхлопа и амортизаторы. Поскольку двигатель «играет» на своей подвеске, т.е. двигается в раме , то и выхлоп должен двигаться вместе с ним. Весьма увесистая система крепления несколько неудобна, но она же является перемычкой между выхлопными трубами, добавляя выпускному тракту некоторые преимущества выхлопа 2-в-1. А инженера, который подобрал такие амортизаторы, стоило бы побить: они слишком жесткие на маленьких кочках (потому что требуется солидное усилие сжатия) и их легко пробивает на серьезных неровностях. Так что райдеру достается в обоих случаях. Кстати, тяжелому райдеру легче ездить на стоковых амортизаторах.
2005 . Маятник и заднее колесо переделаны под новую ось 1″, последний год карбюраторных моделей.
2006 . Все мотоциклы Harley теперь идут с инжектором. Карбюраторные модели более не выпускаются.
2007 . Запущена новая модель — Nightster. Отличительные черты — обрезанное заднее крыло, резиновые «гармошки» на вилке, седло-одиночка, поворотники работают и как стопсигнал, площадка под номер сделана сбоку.
2009 . Представлена новая модель Sportster Iron. Двигатель 883, цветовое решение Dark Custom. Седло-одиночка, поворотники работают и как стопсигнал, заднее крыло укорочено. В связи с кризисом был сделан упор на более дешевые модели.
2010 . На радость любителям бобберов появилась модель Sportster 48: главное отличие — «пузатый» перед — толстое переднее колесо 16″, зеркала обращены вниз, маленькое седло-одиночка, заниженные амортизаторы.
Интересно также и изменение цены в течение лет:
З а 60 лет своего существования «Шпрот» успел стать участником гонок и множества выставок и, конечно, обратить в свою веру тысячи райдеров, которые ценят Sportster за технические и дизайнерские новшества из года в год реализуемые в модели. Он появился на волне конкуренции с британскими мотопроизводителями и его платформа, получившая индекс XL, оказалась очень успешной в плане продаж и возможностей доработки. Именно этот фактор позволил 60 лет вносить изменения согласно постоянно растущим требованиям рынка. Смотри, как менялась легенда:
1957 Sportster
В 60-е годы Sportster приобрел выраженные кастомные черты. Но по-настоящему мировую известность получил XR750, выпущенный в 70-е годы.
1958 Sportster XLCH Competition Hot
«CH» в его названии расшифровывался как «Competition Hot». Взоры этот горячий мотик обжигает до сих пор: внедорожные покрышки, укороченное заднее крыло, маленький бензобак. Выглядит, согласись, любопытно.
1970 Sportster XR750
Легенда. Дорожная версия XR750 (под индексом XR1000) поступила в свободную продажу в 1983 году. В дальнейшем модель продолжала меняться и совершенствоваться по запросам рынка. В 1976 году педаль переключения передач переехала на левую сторону мотоцикла, а педаль заднего тормоза – на правую. Модификация XR 750 завоевала целую кухню кубков на состязаниях по дёрт трэку, а мотоцикл этой модели, принадлежавший некогда знаменитому каскадеру Ивелу Книвелу — часть экспозиции «The Art of the Motorcycle» в Смитсоновском музее.
1977 Sportster Cafe Racer
Все новое — хорошо забытое старое. В случае с модой на кафе рейсеры, вот он, прототип: почти незамеченный рынком, но ставший позже предметом поклонения коллекционеров, первый заводской «кафешник». Спортивности ему придавала облегченная рама, одноместное седло, двойной передний тормоз, обтекатель и другие приятные мелочи.
1987 Sportster XLH883 Hugger
В 1987 был также выпущен XLH883 Hugger, ориентированный на райдеров небольшого роста, а также на женщин, поскольку в те годы популярность мотоциклов среди дам заметно выросла. Вот он, стиль 80-х! На таком должна рассекать шикарная девушка в косухе, сапогах и с копной волос, рассыпающихся из-под шлема!
1995 Sportster XL883 R
«R» значит «Roadster». Это первый родстер от HD. Он получил шикарную раскарску бака, чернёный мотор и другие косметические обновления.
2000 Sportster XL1200S Sport
Несмотря на то, что эту модель многие считают неудачной, она задала стиль целому поколению пост-миллениальных «спортов».
2010 Sportster XR1200
«Европейский» спортстер, построенный специально для извилистых дорог и серпантинов.
Iron, Fourty-Eight, Seventy-Two, Roadster
В 2010 году XL883N Iron стал базовой моделью современного семейства Sportster.
. а также появился боббер XL1200X Forty-Eight с его знаменитым баком-арахисом от Model-5 1948 года (откуда и пошло название этой модели).
Двумя годами позже мотоцикл XL1000V Seventy-Two привнес в семейство Sportster элементы чоппера. В 2016 году на Iron 883 и Forty-Eight установили усовершенствованную подвеску и систему ABS. Эти мотоциклы сочетают аутентичный олдскульный стиль с современными ездовыми характеристиками.
XL1200CX Roadster 2017 года на сегодня замыкает, но точно не заканчивает историю юбилейной модели Sportster. 60 лет – это серьезный срок, и всю историю модели Harley-Davidson идут в ногу со временем.
60 лет Harley-Davidson Sportster: эволюция модели в картинках (12 фото)
За 60 лет своего существования «Шпрот» успел стать участником гонок и множества выставок и, конечно, обратить в свою веру тысячи райдеров, которые ценят Sportster за технические и дизайнерские новшества из года в год реализуемые в модели. Он появился на волне конкуренции с британскими мотопроизводителями и его платформа, получившая индекс XL, оказалась очень успешной в плане продаж и возможностей доработки. Именно этот фактор позволил 60 лет вносить изменения согласно постоянно растущим требованиям рынка. Смотри, как менялась легенда:
1957 Sportster
В 60-е годы Sportster приобрел выраженные кастомные черты. Но по-настоящему мировую известность получил XR750, выпущенный в 70-е годы.
1958 Sportster XLCH Competition Hot
«CH» в его названии расшифровывался как «Competition Hot». Взоры этот горячий мотик обжигает до сих пор: внедорожные покрышки, укороченное заднее крыло, маленький бензобак. Выглядит, согласись, любопытно.
1970 Sportster XR750
Легенда. Дорожная версия XR750 (под индексом XR1000) поступила в свободную продажу в 1983 году. В дальнейшем модель продолжала меняться и совершенствоваться по запросам рынка. В 1976 году педаль переключения передач переехала на левую сторону мотоцикла, а педаль заднего тормоза – на правую. Модификация XR 750 завоевала целую кухню кубков на состязаниях по дёрт трэку, а мотоцикл этой модели, принадлежавший некогда знаменитому каскадеру Ивелу Книвелу — часть экспозиции «The Art of the Motorcycle» в Смитсоновском музее.
1977 Sportster Cafe Racer
Все новое — хорошо забытое старое. В случае с модой на кафе рейсеры, вот он, прототип: почти незамеченный рынком, но ставший позже предметом поклонения коллекционеров, первый заводской «кафешник». Спортивности ему придавала облегченная рама, одноместное седло, двойной передний тормоз, обтекатель и другие приятные мелочи.
1987 Sportster XLH883 Hugger
В 1987 был также выпущен XLH883 Hugger, ориентированный на райдеров небольшого роста, а также на женщин, поскольку в те годы популярность мотоциклов среди дам заметно выросла. Вот он, стиль 80-х! На таком должна рассекать шикарная девушка в косухе, сапогах и с копной волос, рассыпающихся из-под шлема!
1995 Sportster XL883 R
«R» значит «Roadster». Это первый родстер от HD. Он получил шикарную раскарску бака, чернёный мотор и другие косметические обновления.
2000 Sportster XL1200S Sport
Несмотря на то, что эту модель многие считают неудачной, она задала стиль целому поколению пост-миллениальных «спортов».
2010 Sportster XR1200
«Европейский» спортстер, построенный специально для извилистых дорог и серпантинов.
Iron, Fourty-Eight, Seventy-Two, Roadster
В 2010 году XL883N Iron стал базовой моделью современного семейства Sportster.
. а также появился боббер XL1200X Forty-Eight с его знаменитым баком-арахисом от Model-5 1948 года (откуда и пошло название этой модели).
Двумя годами позже мотоцикл XL1000V Seventy-Two привнес в семейство Sportster элементы чоппера. В 2016 году на Iron 883 и Forty-Eight установили усовершенствованную подвеску и систему ABS. Эти мотоциклы сочетают аутентичный олдскульный стиль с современными ездовыми характеристиками.
XL1200CX Roadster 2017 года на сегодня замыкает, но точно не заканчивает историю юбилейной модели Sportster. 60 лет – это серьезный срок, и всю историю модели Harley-Davidson идут в ногу со временем.
Не пропустите:
Авто-мото: Эволюция мотоциклов Ducati
Перед открытием байкерского сезона модели Екатеринбурга устроили горячую фотосессию с Harley-Davidson
Мотоцикл Harley-Davidson крупным планом
Эволюция мотоциклов Harley-Davidson
Два школьных приятеля из Милуоки, штат Висконсин, Уильям Харли (William Harley) и Артур Дэвидсон (Arthur Davidson) в начале XX века построили 167-кубовый моторчик для своей лодки, взяв за образец двигатель «Де Дион». Затем они установили мотор на велосипед, но обнаружили нехватку мощности
Не вынесла нагрузок и хлипкая велосипедная рама, поэтому в 1903 году появилась гораздо более солидная машина. 405-кубовый мотор с автоматическим впускным клапаном при мощности 3 л.с. позволял брать любые подъемы, не прибегая к помощи педалей.
Усиленная рама с петлеобразным изгибом в нижней части позволила расположить мотор так, чтобы снизить центр тяжести. Передача на заднее колесо плоским ремнем имела натяжной ролик, игравший роль сцепления. Конструкция оказалась настолько удачной, что ее создатели, к которым вскоре присоединились старшие братья Артура Дэвидсона Уолтер (Walter) и Уильям (William) — несколько лет не занимались ее модернизацией, сосредоточившись на организации производства
В 1907 году мотоцикл с новым мотором (440 см3, 4 л.с) получил короткорычажную переднюю вилку с длинными пружинными стойками — весьма эффективный узел, которым мотоциклы компании оснащались до конца 40-х годов. Тогда же Уильям Харли начал работу над двухцилиндровым V-образным мотором (810 см3, 7л.с.) с автоматическими впускными клапанами, который дебютировал в 1909 году на модели «5D», но его работа была признана не удовлетворительной.
Более совершенная двухцилиндровая версия «7D» была представлена в 1911 году. Сохранив размерность, новый двигатель получил механический привод верхних впускных клапанов. Усиленная рама отличалась прямой передней трубой и двумя верхними трубами, между которыми размещался бензобак. В 1912 году измененная конфигурация верхней трубы рамы позволила снизить высоту седла. Рабочий объем двухцилиндрового мотора вырос до 989 см3, а мощность — до 8 л.с. (модель «Х8Е»). В комплектации мотоциклов появились варианты с приводом на заднее колесо цепью и со сцеплением в задней ступице.
Новая одноцилиндровая модель «5-35» дебютировала в 1913 году. Двигатель (565 см3, 5 л.с.) получил механический привод верхнего впускного клапана. В 1914 году в оснащение всех мотоциклов вошла двухступенчатая коробка передач в заднем ступице, через год ее сменила трехступенчатая, установленная за двигателем. Новинками 1915 года стали генератор и электрическая фара.
В стремлении завоевать первенство на гоночных трассах в 1913 году компания Harley-Davidson сформировала гоночное отделение. Для разработки специальной спортивной модели был приглашен Уильям Оттауэй (William Ottaway), работавший ранее в компании «Тор». К сезону 1917 года Оттауэй спроектировал двухцилиндровый V-образный двигатель с четырехклапанными головками цилиндров (988 см3, 15 л.с). Но свой потенциал это создание проявило уже в 20-х годах: Америка вступила в Первую мировую войну, и компания переключилась на производство мотоциклов для военного ведомства.
Когда наступило мирное время, на смену одноцилиндровым моделям пришла очень необычная машина — «19W Спорт». Созданная явно с оглядкой на британский «Дуглас», она получила двухцилиндровый оппозитный нижнеклапанный двигатель (584 см3, 6 л.с), цилиндры которого располагались вдоль рамы. Модель выпускалась пять лет, но пользовалась гораздо большей популярностью не в США, а на внешних рынках (к тому времени компания Harley-Davidson, выпустившая в 1920 году 28 тысяч машин, вышла на одно из первых мест в мире по производству мотоциклов и имела более 2тысяч дилеров в 67 странах).
Кардинально обновленный Harley-Davidson «XL1000 Спортстер» (997 см3, 61 л.с.) вышел на рынок в 1972 году. Мотоцикл получил новую раму, дисковый передний тормоз и облегченный, действительно спортивный стиль. Отважным стилистическим прорывом стала выпущенная в 1976 году модификация «XLCR1000» в стиле европейских «кафе-рэйсеров»: с маленьким полуобтекателем на руле, литыми колесами, отделкой радикально черного цвета и форсированным до 68 л.с мотором. Увы, американская публика не оценила это творение «Вилли Джи». Зато «на ура» был воспринят представленный в 1977 году «FXS1200 Лоу Райдер» (Low Rider) в стиле самоделок-чопперов.
Тем не менее, начало 80-х годов стало не лучшим временем в истории компании Harley-Davidson — объемы производства упали до 40-45 тысяч мотоциклов в год. Группа ведущих менеджеров компании винила в этом не только сильную конкуренцию со стороны японских фирм, но и неправильную политику руководства «Эй-Эм-Эф», заинтересованного лишь в выжимании прибылей. В июне 1981 года менеджеры выкупили акции компании, и марка Harley-Davidson вновь обрела независимость.
В конце 1985 года дебютировало обновленное семейство «Спортстер» с двигателем типа «Эволюшн». Новый силовой агрегат предстал в двух вариантах: рабочим объемом 883 см3 и мощностью 50 л.с, сблокированный с пятиступенчатой коробкой передач, и оснащенный четырехступенчатой коробкой передач 1101-кубовый мощностью 54 л.с. Через два года на смену этому двигателю пришел 64-сильный рабочим объемом 1198 см3 в комплекте с пятиступенчатой коробкой. Уловив моду на стиль «ретро», «Вилли Джи» Дэвидсон в конце 1985 года представил модель «FLST Хэритидж Софтэйл» (Heritage Softail), дизайн которой повторял стиль 50-х годов. А модель 1988 года «FX5TS Спринджер Софтэйл» (Springer Softail) получила: рычажную переднюю вилку, внешнюю имитацию той, что применялась на мотоциклах компании с 1907 по 1949 год.