0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Британские верфи под угрозой

Содержание

Британские верфи под угрозой

В последние дни поступило сразу два «тревожных звонка» от судостроителей Британии. На днях Princess Yachts оказались вовлечены в серьезный судебный…

В последние дни поступило сразу два «тревожных звонка» от судостроителей Британии. На днях Princess Yachts оказались вовлечены в серьезный судебный процесс о крупном мошенничестве. А теперь еще и Fairline заявили о грандиозном сокращении рабочих мест.

Fairline терпит убытки последние несколько лет. В 2011 году она стала собственностью британского банкира и бизнесмена Джона Молтона, которому принадлежит инвестиционный фонд Better Capital и Королевский банк Шотландии. Молтон сделал серьезные инвестиции в компанию, и ожидал выхода на прибыль через два года, но его актив не оправдал себя. Только в 2015 году бизнесмен вложил в развитие Fairline £ 11 миллионов, однако результатов не последовало и Молтон начал процесс продажи.

В октябре 2015 года компания перешла в руки инвестиционной корпорации Wessex Bristol, штаб-квартира которой находится в Сомерсете. Wessex Bristol также владеет судоверфью Fletcher Boats, специализирующейся на спортивных яхтах. Это уже пятый собственник Fairline за последние несколько лет.

Осенью 2015 года верфь уже провела ряд серьезных увольнений. Но недавно было объявлено, что в связи с финансовыми проблемами Fairline вынуждена сократить еще 450 рабочих мест. Ситуация настолько плачевна, что компания последние три месяца была не в состоянии делать выплаты в пенсионный фонд. На данный момент рабочие места есть возможность оставить только тем сотрудникам, которые ведут текущие проекты. В связи с этим объемы производства верфи будут резко снижены.

Поскольку речь идет о выживании компании, не приходится говорить и о новых проектах и развитии других подразделений. Это наводит на грустные мысли, поскольку Fairline всегда была впереди планеты всей по части инноваций в конструкции лодок. История верфи насчитывает уже 52 года, а основные проблемы у компании начались в последние 10 лет. Общее плачевное состояние британского частного судостроительного бизнеса говорит о том, что здесь пора что-то менять. Эти роскошные дорогостоящие яхты со стильным дизайном, похоже, уже не выдерживают конкуренции в яхтенном мире, где давно правят новые технологии, а возможности ушли на грань фантастики.

Times: производство британских подлодок под угрозой из-за американских сварщиков

Ссылки по теме

DT: «охотники за подлодками» из Великобритании и Норвегии совместно поборются с «российской угрозой»

Times: из-за внутренних проблем бундесвер заставляет солдат стрелять из мётел

Economic Times: Россия предложила Индии совместно проектировать и строить подводные лодки

Times: российские ВМС сыграли у берегов Сирии в кошки-мышки с британской подлодкой

Популярное

Badische Zeitung: коронавирус сорвал «вечеринку» на 25-летие Шенгена Badische Zeitung

Defense One: Трамп превратил союзников США в «угрозу» для режима ядерного нераспространения Defense One

15 дней изоляции недостаточно: главред GT призвал американцев «быть терпеливее, чем Трамп» Global Times

Fox News: «американский дух» — частные фирмы в США восполняют нехватку масок и аппаратов ИВЛ Fox News

Onet: девять российских Ил-76 нанесли «мощный удар» по авторитету ЕС и НАТО Onet

СТРАНА: Зеленский обсудил с МВФ увеличение суммы кредита для Украины Страна.ua

Marianne: французские политики успешно сеют панику и без помощи «любимого врага» Marianne

Contra Magazin: в разгар борьбы с эпидемией военпром США напомнил о «российской угрозе» Contra Magazin

INFOX.SG

В Ухани возобновили продажу авиабилетов

В городе Ухань китайской провинции Хубэй возобновили продажу авиабилетов на рейсы с 8 апреля. Авиасообщение с Хубэем было приостановлено в связи с эпидемией коронавирусной инфекции COVID-19.

В Москве установлен абсолютный температурный рекорд для 28 марта

Столбик термометра в Москве поднялся до +17,2 °С, что является абсолютным температурным рекордом для 28 марта.

Футболист академии мадридского «Атлетико» умер в возрасте 14 лет

Игрок академии мадридского футбольного клуба «Атлетико» Кристиан Минчола умер в возрасте 14 лет.

Пожар не угрожает «Ростов Арене»

В администрации Ростова-на-Дону заявили, что масштабный пожар, разгоревшийся неподалёку от «Ростов Арены», не несёт опасности для стадиона.

Пожарный погиб при тушении возгорания в Ростове-на-Дону

В Ростове-на-Дону погиб пожарный, который занимался тушением возгорания, возникшего в камышах.

Возле стадиона «Ростов Арена» разгорелся масштабный пожар

Недалеко от футбольного стадиона «Ростов-Арена» произошло возгорание площадью порядка 700 кв. метров.

В Петербурге задержали сбежавшего с карантина

В МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заявили о задержании мужчины, который сбежал из санатория «Заря» в посёлке Репино, куда он был помещён для изоляции из-за подозрения на наличие коронавирусной инфекции COVID-19.

Абхазия вводит временное ограничение на въезд на границе с Россией

Абхазия до 20 апреля вводит временное ограничение на въезд иностранных граждан на границе с Россией. Об этом сообщил исполняющий обязанности президента Валерий Бганба.

СК возбудил дело в отношении сбежавшего с карантина в Петербурге

Следователи возбудили дело против мужчины, который совершил побег из обсервации в санатории в Санкт-Петербурге. Он был отправлен на карантин после возвращения из-за границы.

Футболист «Фиорентины» о заражении коронавирусом: мне было страшно

Защитник флорентийской «Фиорентины» Херман Песселья, заразившийся коронавирусом, рассказал о своём состоянии здоровья.

Ратко Младича прооперировали в Гааге

Бывшего командующего армией боснийских сербов Ратко Младича, который был осуждён за военные преступления, прооперировали в Гааге. Об этом рассказал его сын Дарко.

Первичный тест выявил коронавирус у медсестры в Красноярске

Первичный тест медсестры больницы скорой медицинской помощи в Красноярске показал положительный результат на заражение коронавирусной инфекцией COVID-19.

Жена Овечкина ужаснулась поведению жителей Москвы во время пандемии коронавируса

Анастасия Овечкина (Шубская), супруга звезды Национальной хоккейной лиги (НХЛ) Александра Овечкина отреагировала на видеозапись, на которой продемонстрировано поведение жителей Москвы во время пандемии коронавируса.

Авиакомпаниям выплатят компенсации за вывоз россиян из других стран

Российское правительство выделило Росавиации из резервного фонда 1,5 млрд рублей для возмещения авиакомпаниям затрат на вывоз граждан России из других стран на фоне пандемии коронавируса.

За сутки в Великобритании от коронавируса умерли 260 человек

В Минздраве Великобритании заявили, что за сутки в стране от коронавирусной инфекции COVID-19 умерли 260 человек.

Пожар в пяти домах под Владимиром локализован

Возгорание в пяти домах в Меленковском районе Владимирской области локализовано. Об этом сообщили в пресс-службе МЧС России.

СМИ: РПЛ рассматривает вариант возобновления сезона в июле

Руководство Российской премьер-лиги (РПЛ) рассматривает возможность возобновления сезона, приостановленного из-за пандемии коронавируса, во второй половине июля.

В России ограничат движение через пункты пропуска на границе

Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил с 30 марта временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные и другие пункты пропуска на российской границе из-за коронавирусной инфекции COVID-19.

БАТЭ проиграл «Славии-Мозырю» в чемпионате Белоруссии по футболу

БАТЭ потерпел поражение от «Славии-Мозыря» в матче второго тура чемпионата Белоруссии по футболу.

В Москве скончался пятый пациент с коронавирусом

В столичной больнице умерла 69-летняя женщина, у которой была диагностирована коронавирусная инфекция COVID-19. Об этом сообщили в Департаменте здравоохранения Москвы.

В России утвердили перечень товаров первой необходимости

Правительство России утвердило перечень товаров первой необходимости, за исключением продовольственных товаров, в который вошли 23 пункта. Соответствующее сообщение опубликовано на сайте кабмина.

Пять жилых домов горят во Владимирской области

В МЧС сообщили о возгорании, которое охватило пять жилых домов в Меленковском районе Владимирской области.

Табарес отправлен в отставку с поста главного тренера сборной Уругвая по футболу из-за коронавируса

Уругвайская футбольная ассоциация (AUF) объявила об увольнении 400 сотрудников организации, включая главного тренера национальной команды Оскара Табареса, в связи с финансовыми трудностями на фоне пандемии коронавируса.

Читать еще:  Один океан — одно дыхание
Самочувствие заразившихся коронавирусом российских велогонщиков Страхова и Боева нормализовалось

Пресс-атташе команды «Газпром — РусВело» Юрий Белезеко рассказал о состоянии Дмитрия Страхова и Игоря Боева, госпитализированных в ОАЭ из-за положительного теста на коронавирус.

Рошаль оценил меры по борьбе с коронавирусом в России

Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль в интервью RT заявил, что работа, проведённая в России в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-19, себя оправдала.

Число заразившихся коронавирусом в Нидерландах превысило 9,7 тысячи

Число заразившихся коронавирусной инфекцией COVID-19 в Нидерландах достигло 9762.

Драчёв рассказал о состоянии биатлонистки Халиуллиной, у которой заподозрили коронавирус

Глава Союза биатлонистов России (СБР) Владимир Драчёв рассказал о состоянии здоровья Анастасии Халиуллиной, госпитализированной с подозрением на коронавирус.

Волейбольные чемпионаты России досрочно завершены из-за коронавируса

Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) объявила о досрочном завершении мужского и женского чемпионатов России из-за пандемии коронавируса.

В Петербурге умер больной коронавирусом человек

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов заявил, что один пациент с коронавирусной инфекцией COVID-19, находившийся в инфекционной больнице имени С.П. Боткина, умер.

Российские вирусологи начали борьбу с коронавирусом в Ломбардии

Российские военные специалисты приступили к борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в медицинских учреждениях итальянской провинции Ломбардия. Об этом сообщило Министерство обороны России.

Валуев призвал россиян соблюдать режим изоляции в связи с коронавирусом

Бывший чемпион мира по боксу в тяжёлом весе депутат Госдумы Николай Валуев призвал всех россиян соблюдать режим самоизоляции в связи с пандемией коронавируса.

Франция заказала у Китая 1 млрд медицинских масок

Франция заказала у Китая 1 млрд медицинских масок в рамках борьбы с эпидемией коронавирусной инфекции COVID-19.

ФМБА России представило препарат для лечения коронавируса

Федеральное медико-биологическое агентство представило схему лечения коронавирусной инфекции COVID-19 на основе противомалярийного препарата «Мефлохин».

Хоккеист «Металлурга» Яковлев: не хочу, чтобы сосед знал размер моего заработка

Защитник магнитогорского «Металлурга» Егор Яковлев объяснил, почему выступает против публикации зарплат в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ).

Число заразившихся COVID-19 в Швейцарии превысило 13 тысяч

В Федеральном офисе общественного здравоохранения Швейцарии заявили, что число заразившихся коронавирусной инфекцией COVID-19 в стране достигло 13 213.

В СИЗО Москвы начали шить марлевые маски

Заключённые хозяйственных отрядов столичных следственных изоляторов в рамках профилактики коронавируса приступили к изготовлению марлевых медицинских масок. Об этом RT сообщили в ОНК Москвы.

Белого носорога и бенгальских тигров доставят в цирк Екатеринбурга

Заместитель генерального директора по творчеству и зарубежной деятельности Росгосцирка Елизавета Гамбург сообщила, что семью цирковых артистов Федотовых-Нестеровых вместе с их животными — белым носорогом и шестью бенгальскими тиграми — приняли на работу в цирк Екатеринбурга на фоне проблем с обеспечением животных едой.

Минздрав России оценил эффективность марлевых масок от коронавируса

Министр здравоохранения России Михаил Мурашко оценил эффективность многослойных марлевых масок для защиты от заражения коронавирусной инфекцией COVID-19.

Президент УЕФА: никто не знает, когда закончится пандемия коронавируса

Президент Европейской футбольной ассоциации (УЕФА) Александер Чеферин поделился мнением о возможных сроках возобновления сезона в мировом футболе.

Зеленский произвёл ключевые перестановки в армии Украины

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указы о назначениях на ключевые посты в армии Украины.

Рошаль дал прогноз по развитию ситуации с коронавирусом в России

Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль в интервью RT заявил, что, по его мнению, ситуация с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в России может улучшиться через два-три месяца.

Восемь футболистов «Вест Хэма» испытывают симптомы заражения коронавирусом

У восьми футболистов клуба Английской премьер-лиги (АПЛ) «Вест Хэм» появились симптомы заражения коронавирусом.

Ещё один депутат Рады заразился коронавирусом

Депутат Верховной рады Украины Анна Скороход заявила, что заболела коронавирусной инфекцией COVID-19.

Милевский: странно, что играем только мы в чемпионате Белоруссии

Экс-форвард «Тосно», а ныне нападающий брестского «Динамо» Артём Милевский рассказал, как живут футболисты, выступающие в чемпионате Белоруссии.

В Магнитогорске арестован подозреваемый по делу о взрыве газа в доме

Орджоникидзевский районный суд Магнитогорска заключил под стражу на два месяца мужчину, задержанного в связи со взрывом в жилом доме, в результате которого погибли два человека.

В Армении поймали около 1,9 тысячи нарушителей карантина

Полиция Армении привлекла около 1,9 тыс. человек к административной ответственности за нарушение карантина, объявленного из-за коронавирусной инфекции COVID-19.

Гол Милевского помог «Динамо-Брест» обыграть «Слуцк»

В матче второго тура чемпионата Белоруссии по футболу клуб «Динамо-Брест» одержал минимальную победу над «Слуцком».

ЗАГСы Москвы ограничивают число гостей при регистрации брака до пяти

В ЗАГСах Москвы вводится ограничение на количество гостей, присутствующих на торжественной церемонии регистрации брака, до пяти в связи с риском распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Народную артистку СССР Макарову похоронили в Москве

Народную артистку СССР Инну Макарову похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.

Бесплатный доступ к ряду сервисов Рунета откроют с 1 апреля

Первый замглавы администрации президента России Сергей Кириенко сообщил, что бесплатный доступ к некоторым сервисам Рунета с персональных компьютеров будет внедрён с 1 апреля.

Спасение утопающего

Эта компания построила «Титаник». Теперь она идет ко дну, как и ее знаменитый корабль

Кадр: фильм «Титаник»

Североирландская компания Harland and Wolff в свое время была флагманом британского судостроения — с этой верфи сошел знаменитый «Титаник», а во время войны компания обеспечивала королевство военными кораблями и танками. После десятилетий процветания, стагнации и застоя предприятие повторяет трагическую судьбу своего самого известного творения, медленно, но верно уходя на дно, — даже письмо с просьбой о помощи новому премьер-министру Великобритании Борису Джонсону пока не помогло. Погружение на финансовую глубину — в материале «Ленты.ру».

Harland and Wolff погрязла в долгах и терпит бедствие. Из-за ужасающего финансового положения компанию перевели на внешнее управление. Причина — банкротство головной нефтесервисной компании из Норвегии Dolphin Drillings, которая не смогла пережить обвал нефтяных цен в 2014-2016 годах. Теперь компания-производитель «Титаника» получила новых управленцев, ими стали выходцы из аудиторской компании BDO.

Переход на внешнее управление — это еще хорошо. По британским законам, это убережет верфь от судебных исков со стороны кредиторов и требований ликвидировать фирму, а также поможет списать часть долгов. Правда, такой вариант не устраивает местных рабочих, которые оказались категорически против прихода новых управленцев и пообещали не пускать их на порог. При этом аудиторы из BDO настроены не так воинственно, наоборот, пообещали поддержку нынешнему персоналу.

На верхушке айсберга

Верфь была основана в Белфасте в 1861 году йоркширцем Эдвардом Харландом и немцем Густавом Вольфом. К началу XX века она стала самым продуктивным строителем лайнеров в мире и одной из самых процветающих компаний Великобритании, где работали более 30 тысяч человек. Именно эта верфь подарила миру гигантские океанские лайнеры «Олимпик», «Британник», но самое известное детище — крупнейший на тот момент пассажирский лайнер «Титаник».

Трансатлантический пароход потерпел крушение в апреле 1912-го, совершая свой первый и последний рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Судно пошло ко дну в северной части Атлантического океана после столкновения с айсбергом, погибли более полутора тысяч человек. По одной из версий, причиной крушения могли стать бракованные заклепки, использованные при строительстве судна. При столкновении стальные листы обшивки толщиной 2,5 сантиметра выдержали удар, а заклепки, которые их скрепляли, — нет. Дефицит материалов у Harland and Wolff, предположительно, возник из-за того, что компании одновременно с «Титаником» пришлось строить еще и «Олимпик» — поставок качественных заклепок для двух гигантов могло не хватить. Чтобы достроить суда в срок, компании пришлось обратиться к разным поставщикам заклепок, и это сказалось на качестве креплений.

На борту «Титаника» находились более двух тысяч человек, 1,5 тысячи погибли

Фото: Wikipedia Commons Public Domain / Globallookpress.com

Потонувший лайнер и гибель сотен пассажиров не убили компанию — спасли войны. В Первую мировую фирма строила военные корабли и крейсеры, в том числе «Глориес», который после войны перестроили в авианосец. Во время Второй мировой войны Harland and Wolff активно занималась ремонтом судов, производством военных кораблей, среди них шесть авианосцев, два крейсера (например, «Белфаст»), также на заводах делали торговые суда и танки — более 550 пехотных «Матильд», «Черчиллей» и кавалерийских «Кентавров».

С появлением в конце 1950-х самолетов с реактивными двигателями и развитием авиаперевозок спрос на океанские лайнеры рухнул. На фоне конкуренции с Японией это привело к трудностям у британской судостроительной промышленности в целом. Последний круизный лайнер «Канберра» — сошел с верфи в 1960 году, к середине десятилетия бизнес уже находился в упадке. Со второй половины XX века британское правительство начало предоставлять кредиты и субсидии британским верфям для сохранения рабочих мест, часть денег пошла на модернизацию Harland and Wolff.

Читать еще:  Extreme Sailing Series в Ницце

За 30 лет на финансовую поддержку ушло в общей сложности порядка одного миллиарда фунтов (примерно 1,21 миллиарда долларов). В конце 1970-х британское правительство скупило все акции компании, верфь перешла под государственное управление. К концу следующего десятилетия компанию продали норвежскому судоходному магнату Фредрику Олсену — владельцу крупного многофункционального холдинга Olsen Group. К тому моменту число работников Harland and Wolff сократилось до трех тысяч человек.

С приходом нового тысячелетия все стало еще хуже. Последним судном, которое сошло с верфи, стал паром британского Минобороны Anvil Point, его спустили на воду в 2003 году. После этого компания переквалифицировалась на нефтегазовый сектор, пытаясь конкурировать с крупными игроками из Восточной Азии. Кроме того, Harland and Wolff старалась заработать ремонтом судов, нефтяных плавучих платформ, а также ветряных турбин. Все дело в том, что верфь структурно вошла в одно из подразделений холдинга Olsen Group — Fred. Olsen Energy, которая в 2019 году обанкротилась и получила новое название Dolphin Drilling. Правда, в самой компании давно хотели избавиться от исторической верфи, хотя это вряд ли бы спасло «дочку» холдинга, которая буквально за пару лет накопила миллиардный долг.

Белфастский квартал Титаник

Фото: Peter Macdiarmid / Getty Images

Последний раз Harland and Wolff выходила в прибыль в 2015-м, тогда удалось заработать 1,1 миллиона фунтов стерлингов (1,3 миллиона долларов по текущему курсу). Однако позитив был временный — уже в 2016-м, когда компания в последний раз предоставила отчетность, был зафиксирован убыток в 5,8 миллиона фунтов (7 миллионов долларов). В тот же год оборот Harland and Wolff рухнул в несколько раз: с 67 до 8 миллионов фунтов (с почти 81 до 9,8 миллиона долларов). В конечном итоге у компании не оказалось иного выхода, кроме как признать, что она не справляется с долгами. Сейчас у фирмы осталось, по сути, только имя, работают на нее всего 130 человек.

Стадия разложения

Британский мастодонт пытался найти покупателя самостоятельно. В частности, сообщалось о контракте на 70 миллионов фунтов (84,5 миллиона долларов) с неким «энергетическим гигантом», который обеспечил бы тысячу рабочих мест, но официального подтверждения эта информация не получила.

Также Harland and Wolff попыталась ухватиться за спасательный круг, обратившись за помощью к британским властям. У правительства просили две вещи: 650 тысяч фунтов (785 тысяч долларов) и немного времени, чтобы разобраться с текущими проблемами и попытаться самостоятельно найти покупателя. Но попытка не удалась: Лондон напомнил, что это противоречит правилам государственной помощи в странах ЕС. Такой ответ консервативного правительства нового премьера Бориса Джонсона сочли нелепым и понадеялись, что власти передумают и все же протянут им руку помощи.

Впрочем, надежды на такой исход почти нет, рабочие, которых не устраивает неопределенность, организовали бессрочную акцию протеста. Из-за страха лишиться работы сотрудники компании объявили, что не покинут территорию верфи до тех пор, пока вопрос о ее будущем не будет окончательно решен. Они обрушили сайт компании и устроили пикет на самой верфи, протесты намерены продолжать, несмотря на приход новой администрации.

Цунами проблем

Больше всего работники хотят, чтобы им обеспечили пенсии и зарплаты. Томми Стюарт, который проработал в компании несколько десятилетий, опасается, что закрытие Harland and Wolff приведет к проблемам у других фирм. «Некоторые местные компании поставляют нам запчасти, это будет эффект снежного кома», — считает он. Карен Крейтон, работающая бухгалтером на верфи, описала переход фирмы под административное управление как нечто нереальное и выразила надежду на то, что предприятие продолжит работу.

Краны на Harland and Wolff

Фото: Paul McErlane / Reuters

В местном профсоюзе полагают, что лучшее решение — повторная национализация компании — и правительству будет дешевле держать верфь на плаву. Член профсоюза Unite Сьюзан Фицджеральд настаивает, что если верфь закроют, экономика Северной Ирландии за год потеряет порядка 10,8 миллиона фунтов (13 миллионов долларов) — так оценили налоговые отчисления компании.

Письмо, которое рабочие направили Джонсону, не помогло. Представитель правительства рабочим, конечно, посочувствовал, но объявил, что вопрос с верфью — чисто коммерческий. Видимо, памятуя о уже потраченных на верфь деньгах, власти не намерены предпринимать серьезных действий и предпочли предоставить новому управленцу самому договариваться с рабочими и разбираться с компанией, от которой ничего, кроме богатой истории, не осталось.

Колыбель английского корабля

Поговорив о проблемах сырья и материалов, из которых изготовлялся корабль, пора перейти к вопросам и трудностям собственно корабельного строительства в конце XVII — начале XIX века. К этому времени верфи стали крупным промышленным центром Великобритании, оказывая существенное влияние на экономику страны. Разбираемся, как строились корабли для Королевского флота и сколько фунтов стерлингов недобросовестные подрядчики могли сэкономить на гвоздях для Роял Неви.

Кораблестроение в метрополии и колониях

На начало XVII века в Англии действовало шесть королевских верфей. Самая старая из них была основана в Плимуте в 1496 году. В 1510-х годах появились верфи в Вулвиче и Дептфорде, а чуть позже была основана верфь в Эрифе (Erith) недалеко от Гринвича. Однако уже к середине 1600-х годов эти верфи использовались мало. Дело в том, что они постоянно заиливались, то есть заполнялись илом и песком. Кроме того, ко времени начала англо-голландских войн — а это середина XVII века — размеры кораблей ощутимо увеличились, и теперь действующие верфи были слишком малы и обладали недостаточной глубиной.

Новые верфи были построены в Чатэме, Харридже и Ширнессе. В XVII веке они стали крупнейшими судостроительными объектами страны. В 1690 году была создана крупная верфь в Плимуте, а затем верфи начали открываться в колониях: в 1675 году была основана Ямайская верфь, в 1704 — Гибралтарская, в 1725 — верфь на Антигуа, а в 1759 году — в Галифаксе (Канада). После Войны за независимость США и потери североамериканских колоний крупнейшей британской площадкой для строительства кораблей в Новом Свете стала Бермудская верфь, основанная в 1783 году. Здесь создавались корабли классом от фрегата и ниже. Наконец, в 1804 году открылась верфь в индийском Бомбее.

Кроме того, на исходе интересующей нас эпохи, в 1815 году, в Пэмброке был создан первый корабельный завод, то есть фабрика, производившая запчасти для флота и амуницию для экипажей.

Верфи не раз переживали крупномасштабные реконструкции. К концу XVIII века все они имели сухие доки для постройки и ремонта кораблей, гигантское количество складских сооружений и производственных помещений. Например, Чатэмская верфь в 1770 году занимала общую площадь в 384 000 м², имела четыре больших крытых сухих дока и четыре спуска на внешний рейд. В штате верфи числились 49 чиновников, 624 корабельных мастера и 991 рабочий, а её эллинги позволяли строить до четырёх линейных кораблей одновременно.

Дептфордская верфь занимала немногим меньшую площадь — 300 000 м² — и использовалась в основном для строительства кораблей IV ранга и фрегатов. Она обладала тремя закрытыми доками и тремя спусками на воду, то есть на ней можно было одновременно строить три корабля.

Бермудская верфь изначально специализировалась на лёгких кораблях: шлюпах, куттерах, шхунах и бригах. К примеру, куттер «Пикль», участвовавший в Трафальгарском сражении, был построен именно на Бермудах. Однако после начала войны с США в 1812 году верфь на Бермудских островах была значительно расширена и могла уже спускать на воду фрегаты, а также ремонтировать линейные корабли.

С полным правом можно сказать, что

«британские королевские верфи вместе со складами и больницами сформировали тот конгломерат, который, возможно, является самым крупным промышленным центром в доиндустриальную эпоху, и его влияние на экономику Великобритании было пропорционально количеству верфей и их размеру».

Организация работы

Деятельностью всех верфей руководили комиссионеры Отдела Снабжения (Victualling Board) Королевского флота. Они курировали процесс строительства судов, а также поставку припасов и материалов на верфи.

На вершине организационной пирамиды конкретной верфи находился комиссионер (resident commissioner). Он контролировал всю работу предприятия, поставку материалов, отпуск сырья для строительства кораблей, следил за питанием и снабжением, обеспечивал наличие рабочих рук и средств производства.

Читать еще:  В комфортных условиях

Далее шёл главный чиновник верфи (principal officer of the yard). Характерный изгиб парламентско-милитаристской политики: главный чиновник занимался практически тем же самым, что и комиссионер. Но если последний был подотчётен Адмиралтейству, то главный чиновник отвечал за свою работу перед Морским Советом.

Видимо, этого было мало, потому что существовала и третья ступень власти — должность портового адмирала (port admiral). На верфи он заведовал всеми военными и полицейскими силами, а также наблюдал за работой первых двух чиновников — проще говоря, контролировал их со стороны военных. Портовый адмирал выдавал военные заказы верфям от имени Адмиралтейства, он же проверял качество исполнения этих заказов и подписывал акт приёмки нового корабля.

Далее следовали должности попроще:

  • корабельный мастер (Master-Shipwright), ответственный за судостроение и ремонт кораблей;
  • мастер обслуживания (Master Attendant), отвечавший за спуск кораблей на воду, загруженность доков, движение судов и шлюпок внутри и рядом с верфью;
  • кладовщик (Storekeeper), принимавший, хранивший и выдававший строительные материалы;
  • «чековый» клерк (ClerkoftheCheque) — из названия понятно, что он решал все вопросы по оплате;
  • и наконец, клерк-инспектор (ClerkoftheSurvey), надзиравший за учётом материалов и их движением от поставки до производства.

Ниже на иерархической лестнице находились мастера, специализирующиеся на тех или иных работах: мастер-конопатчик (MasterCaulker), канатных дел мастер (MasterRopeworker), корпусных дел мастер (MasterBoatbuilder), мачтовых дел мастер (MasterMastmaker) и т. д.

От заказа до спуска на воду

Процесс постройки военного корабля выглядел следующим образом. Адмиралтейство спускало в Отдел Снабжения заказ на постройку того или иного судна с указанием его параметров. Комиссионер определял верфь, на которой будет вестись строительство. После этого наступал черёд разработки будущего корабля. Для этого создавалась его реплика, уменьшенная в несколько раз — скажем, 1:100. С этой реплики корабельный мастер снимал чертежи, один экземпляр которых передавал в Адмиралтейство, а второй — корпусных дел мастеру. Последний на основании теоретического чертежа вырисовывал детали корпуса на плотном пергаменте в натуральную величину и передавал эти лекала рабочим.

Задача рабочих заключалась в том, чтобы строго по лекалу выстругать или вытесать нужную часть корпуса (бимс, кильсон и т.д.) и отдать заготовку сборщикам, которые собирали части корабля в единое целое. После сборки главного набора корпуса его надо было оставить на некоторое время: дереву требовалось отстояться и подсохнуть. Затем рабочие обшивали корабль планками и бордами внутри и снаружи.

В начале XVIII века части корпуса соединялись в основном деревянными шпонками (нагелями), которые имели свойство разбухать в воде и тем самым укрепляли сочленения. Однако к концу столетия кораблестроители уже массово использовали гвозди.

Полностью собранный корпус корабля спускался на воду. После этого мачтовых дел мастера ставили на него мачты, канатчики и парусных дел мастера оснащали судно рангоутом и такелажем, отделочники стелили палубы и украшали корпус скульптурами и резьбой по дереву, красильщики окрашивали корпус. Далее корабль оснащался вооружением и припасами и, наконец, с помощью шлюпок буксировался на флотскую стоянку. Весь процесс постройки корабля в начале XVIII века занимал 2—3 года, а к началу XIX века сократился до полутора-двух лет.

Особое внимание уделялось защите подводной части корабля от гниения, ибо это напрямую влияло на срок службы судна. До того, как в обиход вошла медная обшивка подводной части корпуса, на флоте существовали следующие способы защиты подводной и надводной части корабля.

Во-первых, подводная часть судна обычно покрывалась смесью смолы, льняного масла и скипидара, чтобы избежать гниения корпуса и предотвратить его обрастание. Однако моллюски и прочая морская живность прямо-таки просверливали этот слой, чтобы добраться до дерева.

Существовал и второй способ: днище покрывали смесью из рыбьего или китового жира, серы и скипидара. Токсичная сера замедляла проникновение планктона к древесине. Из-за воздействия серы древесина днища приобретала беловатый оттенок. И наконец, третий способ: подводная часть корабля обрабатывалась горячей смесью смолы и дегтя, иногда с добавлением серы.

Находящиеся над водой части корабля обрабатывались смесью скипидара, масла, дёгтя и охры. Скипидар использовался в качестве растворителя для воска и смолы, а охра или дёготь выступали красителями. До 1749 года на верфях в основном применялась красная охра, но в уже в следующем году корабельщики перешли на жёлтую, так как она стоила дешевле. В 1788 году охру заменили свинцовым суриком, из-за чего деки, которые раньше были жёлтыми, стали белого цвета.

В белый цвет чаще всего окрашивали и основания палуб и рей. Для этого применялись свинцовые белила или смесь уксуснокислого свинца, льняного масла и берита. Такие покрытия надводной части не давали элементам корпуса и рангоута трескаться и гнить из-за смены температурных режимов.

Кроме того, на корабле всегда имелись запасы так называемой «судовой мази» — смеси серы, сала, свинцовых белил или сурика, растительного и рыбьего жира и прочих ингредиентов. Лучшей мазью считали белую. Она была нужна для обработки очищенного днища после кренгования. Отметим, что в XVIII веке в России в состав для обработки днища входил медный купорос. Благодаря ему после 1736 года подводная часть российских линкоров была зелено-голубого, небесно-синего цвета или цвета морской волны — в зависимости от концентрации медного купороса в составе смеси.

С 1770-х годов для защиты подводной части корпуса корабля в массовое употребление вошла обшивка медными листами (Copper sheathing). Первым обшитым медью кораблём стал фрегат «Аларм», который на испытаниях показал рекордную скорость в 13 узлов (24 км/ч). Оказалось, что благодаря окислению при взаимодействии с водой медь не только хорошо защищает корпус, но и делает его подводную часть более гладкой — соответственно, и скорость корабля возрастает.

Поначалу проблематичным было использование железных гвоздей для крепления медной обшивки. Железо и медь в соленой воде образовывали гальваническую пару — своеобразную «батарейку», электрохимическая реакция в которой приводила к быстрому ржавлению и разрушению гвоздей. Из-за этого корабли просто на ходу теряли медные плиты. Решена эта проблема была только в 1768 году, когда в обиход вошли гвозди из латуни. Крепление руля тоже стали делать из меди. Безусловно, медная обшивка сильно повысила стоимость строительства кораблей, однако выгоды от её внедрения Адмиралтейство оценило гораздо выше.

Человеческий фактор

Не должно удивлять, что существующая на верфях «трёхголовая» система власти провоцировала не только скандалы и выяснения отношений между чиновниками, но и коррупцию. Коррупция процветала в Адмиралтействе, но и на верфях она была не меньшей — а может быть, и большей. Чего стоит одно только разгоревшееся в 1788 году дело «о медных гвоздях».

Началось всё с того, что линкор «Роял Джордж» прямо на рейде начал терять медную обшивку. Когда стали разбираться в чём дело, оказалось, что мастера-конапатчики, сговорившись с портовым адмиралом, уменьшили стандартную длину гвоздя ни много ни мало в семь раз. По сути, части корабля скреплялись не гвоздями или болтами на всю толщину корпуса, а своеобразными латунными кнопками, еле входившими в наружную обшивку. Естественно, что при любой нагрузке на корпус медные листы начинали просто отваливаться.

В срочном порядке были обследованы еще 13 кораблей эскадры. На четырёх из них комиссия обнаружила то же самое.

Стандартный латунный гвоздь состоял на 59% из меди, ещё на 40% — из цинка плюс небольшое количество присадок олова и свинца. Он имел 76,2 мм в длину и 18—25 мм в диаметре. Если на стандартный 74-пушечный корабль тратилось 1,5 тонны гвоздей, то выходит, что было украдено 4 тонны латуни на общую сумму в 336 фунтов (из расчёта закупочной стоимости в 84 фунта стерлингов за тонну латуни). Сумма не была заоблачной, однако такие действия поставили под угрозу корабли и экипажи Royal Navy, поэтому виновники понесли суровое наказание.

Примеров коррупции на верфях можно привести достаточно, но с нею боролись и силовыми, и административными мерами. Флот является стратегической силой государства — именно из этого исходили лорды Адмиралтейства, вынося решения по коррупционным делам в Отделе Снабжения.

Литература:

Coad, Jonathan. The Royal Dockyards, 1690—1850. — Scolar Pr; 1st (scarce) edition, 1989.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector