0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мотоцикл BMW R75, Военное оружие и армии Мира

Мотомир Вячеслава Шеянова

BMW R75

Мотомириада №54

Это был каскад технических новинок, многие из которых были впервые освоены в серийном производстве (прежде всего передняя телескопическая вилка, дифференциал в приводе колеса коляски, гидравлический привод тормозов). Технические характеристики этого шедевра (положим руку на сердце, немцы превзошли всех) любопытный читатель может найти на нашем сайте. И действительно, даже сегодня на этом мотоцикле приятно ездить. Однако своего предназначения это перевозочное средство не выполнило, да и не могло выполнить. Немцы ошиблись!

Неремонтопригодные мотоциклы разных марок свалены вдоль дороги где-то на побережье Франции. Мотоцикл с коляской – BMW R75.

Оборотной стороной технического совершенства этого мотоцикла стала его цена. Как следствие – ограниченный выпуск. Что такое 16 000 мотоциклов на театре военных действий от северной Африки до Волги? Правильно. Капля! Для сравнения американцы за годы войны выдали на-гора 380 000 джипов «Виллис». О какой мотоманевренности можно говорить, если насыщенность сопоставимыми техническими средствами армии противника отличается на порядок?

Здорово промахнулись, на наш взгляд, немцы и с самой концепцией, делая ставку именно на мотоцикл с коляской. Понятно, что этому обстоятельству способствовала самая мощная в Европе мотоциклетностроительная отрасль. Ход войны показал, что это была ошибка. Мы имеем в виду значительные преимущества четырехколесного джипа в сравнении с мотоциклом при сопоставимой цене.

Внутреннее устройство двигателя BMW R75

Схема привода BMW R75

Что совершенно неясно, так это разунифицированность (вопреки расхожему мнению) с другой основной моделью тяжелого мотоцикла вермахта – Zündapp KS 750. Взаимозаменяемы лишь некритичные части! Что ни говори, а в войне мелочей не бывает.

Zündapp KS 750 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

Мотоцикл BMW R75

BMW R75 считается самым совершенным армейским мотоциклом Второй мировой войны. Образ автоматчиков на мотоцикле с коляской, вооруженный пулеметом, стал символом немецкого блицкрига.

В 1930-х годах перед европейскими сухопутными войсками встала задача улучшения мобильности. С отказом от кавалерии к 1935 году появилась концепция мотоциклетной пехоты. На мотоциклы возлагались задачи службы обеспечения, разведки, охранения, подвижной обороны, преследование противника накоротке. Первоначально в армиях использовали гражданские модели, которые перекрашивались в защитные цвета. Но очень скоро стала понятна необходимость создания специальных армейских мотоциклов повышенной проходимости, которые могли бы эффективно применяться вне дорог, на пересеченной местности.

РАЗРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО

В ноябре 1937 года Верховное командование вермахта сформулировало основные технические требования к армейскому мотоциклу повышенной проходимости, которые включали: широкие шины (16 х 4,5 дюйма), широкие крылья с достаточным просветом для установки противобуксировочных цепей на ведущие задние колеса; запас хода 350 км; максимальная скорость по шоссе полностью снаряженного мотоцикла — 95 км/ч. средняя скорость по шоссе — 80 км/ч; дорожный просвет — не менее 150 мм; грузоподъемность — 250 кг на мотоцикл. 250 кг — на коляску.

В 1939 году свои прототипы представили компании «Цюндапп» и BMW. Оба мотоцикла (KS750 и R75) имели одинаковый объем двигателя — 750 см! — и колесную формулу 3×2 (колесо коляски также было приводным). После испытаний к производству был рекомендован «Цюндапп» KS750 Компании BMW предложили выпускать KS750 по лицензии.

BMW отказалась от этого предложения. Компания решила доработать R75 в сторону унификации с KS750 основных узлов и механизмов, доведя ее до 70 %. Правда, унификации подверглись не все основные агрегаты, что плохо сказалось на реальной эксплуатации в боевых условиях. От KS750 модель BMW R75 получила систему заднего привода на колесо коляски, верхнее расположение клапанов и гидравлические тормоза на задних колесах. Доработка R75 шла под руководством конструкторов Йозефа Хопфа и Алекса фон Фалькенхаузена до 1941 года. В результате в производство пошли оба мотоцикла, и R75 и KS750.

Первые серийные BMW R7S были выпущены в июле 1941-го. Они предназначались в африканский корпус фельдмаршала Роммеля и на Восточный фронт. «Африканский» вариант R75, который получил название «Сахара», был доработан под особенности действий в пустыне. Самой заметной доработкой стало размещение нового воздушного фильтра на бензобаке. Фильтр прикрывался большим колпаком, похожим на каску. Мотоциклы R75, выпускавшиеся до 1942 года, имели неофициальные названия «Европа» или «Россия». BMW R75 стал вершиной технической мысли 1940-х годов. Но за техническое совершенство пришлось заплатить высокой ценой производства. Мотоцикл стоил 2630 рейхсмарок, что было дороже автомобиля повышенной проходимости VW Тип 82 «Кюбельваген» или американского джипа «Виллис» MB.

Возможно, по этой причине за весь период производства с начала 1941-го по 18 октября 1944 года было выпущено всего 17 635 мотоциклов BMW R75 (по другим данным — 16 510 единиц), еще около 350 единиц собрали в мастерских из запчастей. После войны с января по июнь 1946-го для СССР в счет репараций было сделано еще 98 экземпляров BMW R75. Для сравнения в США за годы войны сделали (с учетом фордовских лицензионных копий) 659 тыс. джипов «Виллис» MB.

Читать еще:  Видео BMW G 650 Xcountry: тест драйв

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Основным предназначением мотоциклов с коляской повышенной проходимости было использование в составе разведывательных или отдельных мотоциклетно-стрелковых частей. В состав разведывательного батальона пехотной дивизии входил мотоциклетный эскадрон, в котором было 10 автомобилей и 61 мотоцикл, в т. ч. 54 с колясками. В разведывательном дивизионе танковых и мотопехотных дивизий было до трех мотоциклетных рот. Дивизии войск СС в 1940-1942 годах также имели мотоциклетно-стрелковые батальоны. До 1943 года мотоциклетные батальоны входили и в состав стрелковых бригад танковых дивизий, например, в 9-й танковой дивизии в Европе и 21 -й (5-й легкой африканской) танковой дивизии корпуса Эрвина Роммеля в Африке. BMW R75 был одним из главных видов транспорта немецких воз душно-десантных войск, его часто доставляли к месту высадки на внешней подвеске самолетов и на грузовых планерах. В частях Роммеля вариант «Сахара» зачастую использовался качестве легкого тягача.

Это было изначально предусмотрено в конструкции — в штатную комплектацию входил фаркоп с жесткой тягой, располагаемые между мотоциклом и коляской. BMW R75 мог буксировать противотанковую 37-мм пушку РаК-35/36 или прицепы. Для R75 выпускались специальные двухколесные прицепы грузоподъемностью до 350 кг. Их можно было сцеплять по несколько штук и транспортировать вереницей. Прицеп использовался, в частности, для перевозки 81-мм миномета s.Gr.W.34 или противотанкового ружья. Однако в процессе эксплуатации выяснилось, что при буксировке у мотоцикла приподнималось переднее колесо, отчего нарушалась управляемость.

КОНСТРУКЦИЯ

BMW R75 был спроектирован специально для вермахта. Он предназначался для эксплуатации в условиях бездорожья, оторванности от баз технического обслуживания и снабжения. Все это отразилось в его конструкции.

За время выпуска BMW R75 его конструкция кардинально не менялась. Сварная рама стала разборной, произвели доработку по усилению отдельных деталей, а также защиту цилиндров и карбюратора. Модель «Сахара» получила новый воздушный фильтр.

РАМА И ВИЛКА

Мотоцикл имел трубчатую раму, состоящую из восьми основных частей, которые соединялись болтами. Это позволяло в случае поломки не чинить и не менять раму целиком, а ограничиваться заменой поломанного фрагмента. Такая конструкция позволяла держать в запасе на отделение 10-12 мотоциклов всего три запасные рамы. Вилка BMW R75 была телескопической, усиленной с масляными амортизаторами. Использование в амортизаторах обычного машинного масла упрощало эксплуатацию в полевых условиях.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Двигатель мотоцикла BMW R75 — двухцилиндровый оппозитныи объемом 746 см³. Система газораспределения (два карбюратора: на правом цилиндре — Graetzin Sa 24/1, на левом — Graetzin Sa 24/2) и полусферическая камера сгорания обеспечивали мотоциклу отличную тягу. Двигатель выдавал 26 л. с. при 4400 об/мин, а крутящий момент составлял около 49 Нм при 3600 об/мин. Все подшипники в двигателе были шариковыми, что увеличивало надежность узлов и снижало трение. Система зажигания типа магнето, могла работать без генератора и аккумулятора, которые использовались для питания освещения и электроприборов мотоцикла.

Головки цилиндров были сделаны из алюминия и имели широкие радиаторные ребра. Это эффективно охлаждало двигатель даже на небольших скоростях. Распредвал и масляный насос работали через шестерни от коленвала. Выхлопные трубы выходили традиционно перед двигателем, но затем соединялись в одну приемную трубу в правой части мотоцикла, которая у заднего колеса переходила в массивный глушитель, поднятый до уровня пассажирского сидения. Это позволяло преодолевать достаточно глубокие броды. Кроме того, глушитель отлично снижал шум двигателя, что было немаловажно при разведывательных операциях.

ТРАНСМИССИЯ

Проходимость и хорошие тяговые характеристики мотоциклу обеспечивала уникальная трансмиссия. R75 имел сухое однодисковое сцепление и четырехступенчатую коробку передач с передачей заднего хода. Коробка была объединена в один узел с двухступенчатым понижающим редуктором. Таким образом в сумме получалось восемь передач переднего и две заднего хода. Редуктор имел два режима — Strasse («улица») и Gelande («местность»), Рычаги переключения передач и понижающего ряда располагались справа от бензобака. Кроме того, можно было переключать передачи и с помощью традиционного рычажка под левой ногой мотоциклиста.

В поздних моделях было изменено передаточное число ведущей шестерни дифференциала. При этом максимальная скорость снизилась до 85 км/ч, но улучшились тяговые возможности. В отличие от традиционной цепи, крутящий момент в R75 передавался на ведущие колеса мотоцикла и коляски через карданный вал. Распределение момента между ведущими колесами осуществлялось через дифференциал, который можно было блокировать вручную. На выходе коробки передач для уменьшения нагрузки на трансмиссию устанавливался шарнир с резиновыми демпферами. Мотоцикл имел эффективные барабанные тормоза — диаметр барабанов 250 мм. Передний тормоз был механическим, задние — гидравлические. Три одинаковых колеса с внедорожными шинами имели размер 4,5 х 16 дюймов.

КОЛЯСКА

Коляска крепилась на прямоугольной раме, сваренной из четырех мощных труб. Торсион подвески и привод размещались в заднем трубчатом подрамнике. Корпус коляски подвешивался сзади на двух рессорах и крепился двумя резиновыми уплотнителями спереди. В передней части располагалась пулеметная турель с несколькими уровнями регулировки и быстросъемным разъемом для установки пулемета MG-34 (MG-42) или огнемета. Внутренний объем пассажирской части коляски позволял не только разместиться солдату, но и перевозить значительное количество багажа или боеприпасов. На бортах коляски и слева на мотоцикле располагались кронштейны и ремни для закрепления различных ящиков для боеприпасов и запчастей, канистр и маскировочных сетей. На мотоциклах BMW R75 использовалась система подогрева пола коляски и ног водителя теплым воздухом от двигателя.

Читать еще:  Мотоцикл BMW R 1150GS 1999 Цена, Фото, Характеристики, Обзор, Сравнение на БАЗАМОТО

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОЦИКЛА BMW R75

  • Боевая масса, кг: 420
  • Габаритные размеры, мм:
    длина: 2400
    ширина: 1730
    высота: 1000
    колесная база: 1444
  • Клиренс, мм: 150
  • Двигатель: BMW R75 бензиновый двухцилиндровый, четырехтактный, оппозитный мощностью 26 л. с. при 4400 об/мин, рабочий объем 746 СМ³
  • Скорость максимальная, км/ч: 92
  • Запас хода, км: 340
  • Экипаж, чел.: 3

Почему мотоцикл BMW R75 так пришелся по душе врагам Третьего рейха

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мотоцикл BMW R75 — настоящая легенда Второй мировой войны и определенно один из мрачных символов этого трагичного исторического события. Германский промышленный комплекс подарил миру в те годы большое количество ужасных орудий смертоубийства и разрушения, однако это и сделало их столь любимыми среди армий союзников, сражавшихся с вермахтом, ведь подобные вещи были отличными трофеями.

Итак, BMW R75 – это мотоцикл повышенной проходимости, который использовался подразделениями вермахта, когда требовалась относительная незаметность и скорость. Мотоцикл часто использовался для разведки и сопровождения. В большинстве случаев на фронт поставлялся с коляской, на которую ставился пулемет. Использовали его и в качестве штабного транспортного средства для транспортировки офицеров. Наконец, BMW R75 использовался военной полицией Германии. Мотоциклисты в брезентовых плащах и касках с очками и сегодня вспоминаются как один из символов скоропостижной оккупации Западной Европы.

Конструкция BMW R75 была воистину совершенна. Стоит подержаться за руль этого мотоцикла, чтобы понять, что «баварцы» во все времена делали потрясающие вещи, жаль не всегда (как показывает история) они служили благим целям. Оборотной стороной надежности и качества мотоцикла была его дороговизна и сложность в производстве, даже по меркам педантичных немцев. За те же ресурсы, которые уходили на одну «Сахару», можно было бы собрать два автомобиля Фольксваген!

На мотоцикле могло поместиться 3 человека, при условии, что он был оборудован коляской. Поднимал BMW R75 до 350 кг полезного веса. Габаритные размеры транспортного средства составляли 2400х1730х1000 мм. Длина колесной базы – 1444 мм. Ездил мотоцикл на двигателе BMW Type 275/2 с объемом 736 куб.см, мощностью 26 л.с при 4400 об/мин. Снаряжённая масса мотоцикла достигала 670 кг. Разогнать на шоссе такой можно было до 95 км/ч, а расход топлива составлял 9 литров на 100 км.

Что же касается прозвища «Сахара», то оно вполне официальное. Назвали так мотоцикл по причине того, что он поставлялся в Африку. Разработали R75 еще в 1938 году, однако производство началось только в 1941 году. Тогда же мотоцикл приняли на вооружение в германской армии. Повоевал мотоцикл на всех фронтах. Благодаря своему качеству, отличной проходимости и выносливости стал одним из любимых трофеев как советских военных, так и солдат союзников.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

BМW R75 — мотоцикл Вермахта.

BMW R75 и Zundapp КS750 первые мотоциклы, заказанные и спроектированные непосредственно для Вермахта, то есть изначально предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, оторванности от баз технического обслуживания и снабжения. Около 70% запасных частей Zündapp KS750 и BMW R75 были взаимозаменяемыми, что очень упрощало их эксплуатацию и снабжение войск запасными частями и принадлежностями к мотоциклам.

Дело в том, что прекрасно зарекомендовавшие себя мотоциклы BMW до появления BMW R75, по сути, являлись пусть глубокими, но все же модификациями самой первой модели BMW R32 образца 1923 года.

Они были спроектированы для движения по дорогам, нуждались в постоянном уходе и частом ТО, на что времени и возможности, даже при операциях в условиях Европейского ТВД, практически не было. В результате они часто выходили из строя уже через две недели эксплуатации в условиях напряженных боев, а фюрер готовился воевать в Африке и в России, где условия были значительно хуже.

Срочно требовалось создать боевою машину, способную стать настоящей »рабочей лошадью Вермахта», и именно такую машину и создал талантливый конструктор фирмы BMW Алекс фон Фалькенхаузен.

BMW R75 оказался просто незаменим при ведении мобильных операций. Им комплектовались различные соединения Вермахта — пехотные и танковые корпуса, в первую очередь их разведывательные и отдельные мотоциклетно-стрелковые части, полевая жандармерия, санитарные батальоны и полиция.

BMW R75 с коляской и его полугусеничная модификация были единственным транспортом немецких ВДВ и доставлялись к месту высадки на внешней подвеске »Юнкерсов». Армия приняла мотоцикл «на ура», к тому же, солдатам было совершенно наплевать на основной недостаток R75 — его высокую стоимость (Для сравнения BMW R75 обходился фюреру и налогоплательщикам в три раза дороже, чем »Кюбельваген»).

Начиная с осени 1940 г. появились,в начале лишь в небольшом количестве и предназначенные главным образом для африканского корпуса,тяжелые специально разработанные для вермахта мотоциклы с коляской моделей BMW R75 и ,,Цюндапп,,КS 750. Эти выглядевшие вполне по военному машины,с приводом боковых колясок и задним ходом,показали.Что вполне доросли до применения их в самых тяжелых условиях боя.

Читать еще:  Мотоцикл BMW R 850RT 2002 Цена, Фото, Характеристики, Обзор, Сравнение на БАЗАМОТО

Первоначально их использовали,помимо всего прочего, также для перевозки легких орудий парашютно-десантных войск,однако вскоре выяснилось, что при загрузке боковой коляски приподнималось переднее колесо,отчего нарушалась управляемость коляски. Этот недостаток остался без внимания, поскольку начиная с 1942 года широкомасштабные военно-воздушные операции не проводились.

Фирма BMW выпустила 16510 мотоциклов модели R75 ,а ,,Цюндапп,, 18635.

Мотоцикл оснащался 746-кубовым оппозитным двигателем, мощность 26 л.с.. Для удобства обслуживания коромысло каждого клапана закрывалось отдельной крышкой. В системе зажигания использовалось магнето, оснащенное механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания. Коленчатый вал имел на переднем конце длинную цапфу, проходившую насквозь через картер двигателя. На эту цапфу насаживался ротор генератора.

BMW R75 был достаточно маневренным и вполне скоростным мотоциклом, а по проходимости он не знал себе равных. Благодаря понижающему редуктору, который блокировался с пятиступенчатой коробкой передач (четыре передачи вперёд и передача заднего хода), мотоцикл располагал восемью передачами вперёд и двумя – назад. В заднем мосту располагался дифференциал с механизмом блокировки. Если сюда добавить привод на колесо коляски и невероятный крутящий момент двигателя, то становиться понятной его способность преодолевать практически любое бездорожье, да еще тащить прицеп весом до 450 кг. (Это могло быть и противотанковое 37 мм орудие PaK-35/36 и 81-мм миномет s.Gr.W.34)

На коляске крепилась пулеметная турель с несколькими степенями регулировок и быстросъемным разъемом для установки пулемета MG-34 (MG-42) или огнемета.

Оснащалась BMW R75 и Итало-немецкая танковая армия «Африка» под командованием «Лиса пустыни» генерал-фельдмаршала Э. Роммеля, За счет этих мотоциклов, дооборудованных для ведения войны в пустыне, BMW R75 и получил имя «Sahara» («Сахара»), под которым его сейчас знают во всем мире.

Одним из заметных отличий африканского и европейского вариантов мотоцикла BMW R75 был воздушный фильтр. Первоначально мотоцикл комплектовался инерционно-масляным воздушным фильтром, расположенным на картере двигателя. В условиях же пустыни потребовался воздушный фильтр, расположенный в наименее пыльной зоне, который можно было бы просто и быстро обслуживать, в результате старый фильтр был заменен на новый многослойный тканевый фильтр.

Окраска и обозначение.

В первом периоде войны мотоциклы окрашивали серой краской panzergrau RAL 7021.Машины полученные.в ходе реквизиции.некоторое время могли эксплуатироваться в гражданской окраске. Можно предположить.что некоторые цвета ( например зеленый) не перекрашивался вовсе.

Стандартная окраска была регламентирована в 1941 году. Заводской окраски мотоциклы не получали.как это имело место быть в отношении автомобилей и танков. Мотоциклы красили непосредственно в боевых частях. Обычно краска носила довольно небрежный характер.

С 18 февраля 1943 года армейские мотоциклы красили темно-желтой краской Wehrmacht Olive или Dunkelgelb RAL 8015. В этот цвет машины могли красить уже на заводе.

В частях мотоциклы получали камуфляж в виде пятен и полос оливково- зеленого Olive Gruen RAL 8008 цвета..Камуфляж приспосабливался под условия местности. Часто машины никакого дополнительного камуфляжа не получали. Редко встречался трехцветный камуфляж,применявшийся на танках.

В августе 1944 года ввели новый камуфляж использующий цвета Olive Gruen RAL 6003 и Braun RAL 8018 который был темнее применявшегося RAL 6003 часто использовали в качестве базовой, вместо RAL 8015. Однако на камуфляж мотоциклов все эти изменения практически не отразились.
В зимний период мотоциклы могли покрасить белой смываемой краской.

В некоторых частях на мотоциклах изображали дивизионные эмблемы. Обычно их наносили на переднее и заднее крыло,реже на бензобак. Мотоциклы с коляской часто несли эмблему на лобовой части коляски. При этом эмблему на крыльях уже не рисовали. Эмблему делали белой или желтой краской, размер эмблемы колебался в пределах от 75 до 120 мм.

В первые годы войны на мотоциклах часто встречались тактические знаки батальона,роты. Знаки наносили белой краской. Дополнительным знаком был тактический номер мотоцикла.

Мотоциклы получали регистрационные номера. Номер представлял собой белую табличку. закрепленную над передним крылом. табличка имела несколько изогнутую форму и в длину составляла 150-180 мм. Назаднем крыле помещалась вторая табличка прямоугольной формы.

Солдаты мотоциклетных частей кроме обычной униформы и экипировки получали специальное защитное обмундирование, вызванное спецификой их службы.
В ссответствии с приказом от 12 октября 1934 года НМ 34 Nr 85 солдаты мотоциклетных частей получали специальный плащ Kradmanter. Плащ изготавливался из двух слоев прорезиненной ткани цвета фельдграу. У плаща был отложен черный воротник. 22 июня 1935 года цвет воротника изменился на фельдграу. в конце того же года оттенок плаща несколько изменился. Первоначально воротник кроили из мундирного сукна, позднее из прорезиненной ткани. Воротник застегивался на одну пуговицу.

Полы плаща можно преобразовать в штаны,что облегчало езду на мотоцикле.
Плащ имел прорнзные карманы. Два нагрудных кармана застегивались на пуговицу.Зимой мотоциклисты носили маску на лице. Экипировку дополняли мотоциклетные очки и краги.

Другим характерным предметом экипировки, были специальные чехлы для карабинов. Слева и справа от заднего колеса. подвешивались седельные сумки из брезента и жести. Иногда использовались сумки кавалерийского образца.

На мотоциклах BMW R75 использовался подогрев пола коляски. Так же имелась система обогрева ног водителя теплым воздухом от двигателя.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector