7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пароход колёсной формулы «4х4»

Пароход колёсной формулы «4х4»

Пароход «Пеликан», реконструкция автора

Как известно, первые колёсные пароходы были тихоходными. А как можно повысить их скорость, если машины простого расширения пара по определению маломощные? Конечно, путём увеличения числа машин! Таким образом, появление этого необычного парохода, получившего имя «Пеликан», было вполне предсказуемым. Сама идея оснастить судно четырьмя паровыми машинами и четырьмя гребными колёсами выглядела вполне логичной. А чтобы убедиться в сложности осуществления этой простой идеи, надо было попробовать…

Будущий уникальный пароход «Пеликан» («Pelican») был заложен на стапеле французской верфи в Лорьяне в 1826 году как трёхмачтовое парусное судно. Он строился по заказу военно-морского флота. Его спустили на воду 6 октября 1828 года, а через месяц, 8 ноября, «Пеликан» вошёл в состав ВМФ Франции.

Но послужить в роли парусного авизо ему не довелось. Сразу же после ввода в строй «Пеликан» отправили на верфь Эндрэ для монтажа паровых котлов и машин. Работы заняли год, и лишь 12 ноября 1829 года судно прибыло для испытаний в Брест.

Официально «Пеликан» числился военным пароходом. Его водоизмещение составляло 645 т, длина – 48 м, ширина корпуса — 8,4 м, осадка – 2,5 м. Вооружение состояло из трёх гладкоствольных пушек и шести карронад.

А вот механическая установка была поистине уникальной. Движителями судна были четыре гребных колеса диаметром около 5 м. Каждое колесо вращала своя паровая машина мощностью по 210 л.с. Пар для машин вырабатывали два котла. Общая мощность силовой установки – 840 л.с.

В новом качестве «Пеликан» был принят в состав флота 19 февраля 1830 года. А 4 апреля он отправился в первое дальнее плавание – в Тулон с заходом в испанский порт Ла-Корунья. Судно прибыло в порт назначения 22 мая, а затем участвовало в экспедиции в Алжир. «Пеликан» курсировал между Тулоном и Алжиром вплоть до марта 1834 года, а с 13 августа того же года ушёл назад на Атлантическое побережье. 16 октября четырёхколёсный пароход прибыл на остров Иль-д’Экс в Бискайском заливе (рядом с ним находится известный форт Бойяр, или, в искажённой транслитерации, Баярд). Здесь «Пеликан» разоружают, и в дальнейшем вплоть до 1845 года он служит в роли буксира в устье реки Шаранта.

Опыт эксплуатации необычного парохода показал, что четырёхколёсная схема крайне неудобна. Синхронизировать работу четырёх паровых машин было невозможно, и «Пеликан» на ходу постоянно рыскал, шатаясь из стороны в сторону. Кроме того, возникали проблемы при распределении пара от двух котлов на четыре машины. Ну, и сама схема с четырьмя колёсами была слишком громоздкой, тяжёлой и сводила полезную грузоподъёмность судна к минимуму. Стало ясно, что повышать мощность корабельной энергетической установки надо за счёт качества, а не количества. Поэтому пароход колёсной формулы «4х4» остался в истории судостроения как курьёз.

В 1865 году «Пеликан» встал на прикол в порту Рошфор на реке Шаранта, но ещё долго использовался как несамоходный блокшив. Он был списан и продан на слом только 25 июля 1900 года.

Всего 60 лет назад в СССР перестали строить колесные пароходы, а десять лет назад в России начали строить колесные дизель-электроходы

Ровно 200 лет назад, когда американский пароход «Саванна» пересек Атлантический океан, в России тоже уже был свой морской пароход — колесный, разумеется, других тогда не строили, работавший на линии Санкт-Петербург—Кронштадт.

Читать еще:  Суперскоростной дрон из Кореи

Но довольно скоро стало ясно, что по мореходным качествам колесные пароходы уступают винтовым, да и КПД у винта выше, и к концу XIX века на морских пароходах корабельный винт полностью заменил колесо. Колесный движитель выжил только у речных и озерных судов и прожил еще довольно долго. А в нашей стране колесный речной флот вообще никогда не прекращал своего существования.

Колесный флот космической эпохи

Речь идет не об отреставрированных старинных колесных пароходах. Они есть во многих странах, в том числе в России, и предназначены для ностальгических круизов по Миссисипи, Женевскому озеру или Северной Двине. За рубежом такие раритетные флотилии время от времени пополняются колесными репликами с замаскированными современными дизелями вместо паровых машин.

У нас же колесный флот всегда шел в ногу со временем и трудился и продолжает трудиться на больших и малых реках. После войны по программе восстановления речного флота, в 1947 году, началось строительство большой серии колесных буксиров (проекты 732, 733). Всего до конца 1960-х годов их было выпущено более 200, и они эксплуатировались почти во всех речных бассейнах страны.

Строительство пассажирского флота началось в 1951 году серией из 75 колесных двухпалубных пароходов пассажировместимостью 360 человек типа «Иосиф Сталин» (проект 737). Последний новенький колесный пароход проекта 737/205 поступил в эксплуатацию в 1959 году, когда в космосе уже летали спутники. Последние из колесных пароходов были сняты с пассажирских линий в 1990-е годы.

Но строительство колесных судов вспомогательного речного флота никогда не прекращалось. Они и сегодня работают в виде колесных буксиров-толкачей постройки 1990 года в Сибири и на севере Дальнего Востока, колесных паромов постройки 1996–2000 годов в Красноярском крае и на Оке. А в 2009 году в Российском речном регистре появился первый пассажирский колесный дизель-электроход, сегодня там их числится четыре и три их них уже на плаву.

Четвертый в этом году должен сойти на воду со стапелей астраханского судостроительного завода «Лотос» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Это большой трехпалубный речной дизель-электроход «Золотое кольцо» с колесами на корме вместо винтов. По мысли его оператора, он будет головным судном в планируемой серии колесных речных теплоходов нового поколения, призванных реанимировать некогда популярный в России речной круизный туризм и привлечь иностранных туристов.

За два века пароходное колесо было доведено до совершенства и представляло собой сложную инженерную конструкцию с изменяющей геометрией плицев (гребных лопаток) всех вместе, группами и по отдельности. Но конструкция была хрупкая и уязвимая к поломкам, к тому же довольно большая по размеру и непригодная для морских судов в условиях волнения, не говоря уже о шторме. Колесный авианосец действительно выглядит как нонсенс, хотя были и такие, правда, только как учебные корабли на Великих озерах для летчиков морской авиации. Но для гражданских речных судов колесо все-таки имело преимущества по сравнению с винтом.

В частности, при возрастании сопротивления движению и падении скорости гребное колесо способно удвоить тягу, чего не могут обеспечить ни винт, ни водомет. Преимущество гребных колес по характеристике удельного упора и КПД по сравнению с винтом и водометом возрастает с уменьшением осадки судна, а для глубин менее 1 м показатели упора на единицу мощности могут отличаться в несколько раз. Для работы колеса достаточно глубины, равной 1/4 его диаметра, при минимальном расстоянии от края его плицев до дна 10–20 см, то есть даже огромные трехметровые колеса будут работать в водоеме глубиной меньше метра. И наконец, малое приращение скорости воды в колесном движителе обеспечивает щадящее экологическое воздействие на акваторию, особенно на донные сообщества организмов.

Таковы к началу XXI века были теоретические предпосылки для развития колесного флота. А на практике нижегородский инженер-конструктор Евгений Фальмонов получил патент РФ №2225327 на «Колесный движительно-рулевой комплекс, установленный в оконечности судна, содержащий выполненные с жестко установленными плицами два гребных колеса, имеющих симметричную относительно диаметральной плоскости судна конструкцию. При этом каждое колесо имеет независимо управляемый привод, отличающийся тем, что установленные на колесах плицы развернуты относительно осей колес для подгребания воды от бортов к диаметральной плоскости судна и обжатия отбрасываемой струи». Проще говоря, это пара намертво сваренных стальных гребных колес сравнительно небольшого диаметра, расположенных на корме судна. Помимо прочего они могут опускаться и подниматься, чтобы сдернуть судно с мели или, наоборот, заякорить его на берегу, на урезе воды.

Читать еще:  Российские отели несут убытки

Так, возвращением к «предковому» типу гребного колеса с неподвижными плицами замкнулся круг колесной кораблестроительной науки.

Полтора экватора под килем

Первое российское колесное судно XXI века «Сура» проекта ПКС-40 (на 40 пассажиров) с электрическим приводом на колеса (дизель-электроход) было заложено в Нижнем Новгороде в 2009 году и сошло со стапелей в 2011 году. Еще два судна того же проекта — «Колесовъ» и «Доброходъ» — были построены там же соответственно в 2014 и 2015 годах. Их осадка по грузовой ватерлинии (ГВЛ), то есть с полным грузом,— 73 см. Сейчас в Астрахани близится к завершению строительство большого колесного судна проекта ПКС-180, уже на 200 пассажиров, с осадкой ГВЛ 1,2 м.

В то же время в научной литературе и на симпозиумах продолжаются дискуссии сторонников и противников современного колесного флота. В ход с той и другой стороны идут и оценки пропульсивных качеств судна, и формулы адмиралтейских коэффициентов, и все остальные премудрости кораблестроительной науки. Масла в огонь подлили проекты колесных судов на воздушной подушке (с целью снижения их шумности, сейчас на них действительно закладывает уши из-за рева их движителя — воздушного винта) и «ледофреза» — колесного ледокола (их строили только в первой половине XIX века) с колесами не только движителями, но еще и фрезами, режущими лед.

Но, даже не вникая в тонкости научных аргументов той и другой стороны, их легко примирить. У винтового и колесного речного флота есть свои неоспоримые преимущества и свои неустранимые недостатки, и каждый хорош в своей нише. А ниша колесных судов в нашей стране составляет около 60 тыс. км, или полторы длины экватора Земли. Именно такая в России протяженность рек с глубинами менее 1,3 м. Не говоря уже о тех судах вспомогательного флота, которым по долгу их службы необходимо подходить по мелководью к берегу в местах, где нет причальной инфраструктуры.

Ренессанс пассажирского колесного флота в России не сопровождается мало-мальски заметным общественным резонансом. Внешний вид заднеколесных (американского типа) дизель-электроходов не вызывает ассоциаций даже у тех, кто смотрел «Жестокий романс» Никиты Михалкова или довоенный фильм «Волга-Волга» с Любовью Орловой в главной роли и песенкой из одного куплета: «Америка России подарила пароход. С носа дым, колеса сзади. И ужасно, ужасно, ужасно тихий ход».

Не вызовут они ностальгических реминисценций и у иностранцев, даже американцев, для которых «заднеколесники» на Миссисипи времен Тома Сойера и Гека Финна — часть их культуры и самоидентификации. Уж больно невзрачно и функционально выглядит движитель из небольших по размеру колес на корме современных российских колесников.

Уже плавающие три колесных судна проекта ПКС-40 успели получить прозвище «банкетоходы» («банкет на воде на 150 человек или фуршет на 200 человек»). Возможно, ситуацию изменит строящееся при господдержке в Астрахани большое круизное судно. Но в любом случае нам, похоже, придется заново привыкать к колесному флоту.

Формулы паритетов кубика Рубика 4х4 — Шаг 7

В шаге №6, вы уже поставили кубики верхнего креста на свои места. Теперь осталось сориентировать их. Это не сложно. Тем более, что вы уже бывалые.

Смотри картинку.

Паритеты 4х4 — решение в картинках

По окончании этапа №7 вы соберете два нижних слоя и верхний крест. Так же вы научитесь решать паритеты.

Читать еще:  Мотоцикл Kawasaki Z 750 1976 характеристики, фотографии, обои, отзывы, цена, купить

Иллюстрация собранного креста верхней грани.

Сборка кубика Рубика 4х4 паритеты — формула №1

Найдите на рисунке вариант соответствующий вашему и следуйте формуле.

    Две соседние пары кубиков повёрнуты неправильно.

    Две противоположенные пары повёрнуты неправильно.

Делаете алгоритм, поворачиваете верхнюю грань так, что бы кубики которые необходимо повернуть оказались на правой верхней грани и повторяете формулу.

повернуть верхнюю грань и повторить

Паритеты 4х4 решение формула №2

Когда одна пара кубиков одного цвета повёрнута неправильно, ситуация называется паритет. В кубике 3х3 таких ситуаций не бывает. Алгоритм для решения данной ситуации длинноват. Поэтому в алгоритме приведенном ниже, появились новые обозначения.

Расшифровка новых обозначений в формулах.

x2 — повернуть два раза

Back side — тыльная (задняя) сторона кубика.

Надеюсь вы победили и этот нелегкий уровень. Вы должны были собрать верхний крест головоломки Рубика. Если трудностей не возникло, переходите к шагу №8 нашего урока.

Колесная формула автомобилей, автобусов, грузовиков

Колесная формула автомобиля содержит два показателя – общее число колес и количество ведущих. Значительно реже формулу могут дополнять наклонная черта или точка. Рассмотрим каждый вариант подробно с примерами.

Распространенная формула

Если говорить о колесной формуле легковых автомобилей, обычно это 4х2 или 4х4. Первое число обозначает общее количество колес, а второе говорит о количестве ведущих. Следовательно, 4х2 (четыре на два) – автомобиль имеет 4 колеса, 2 из них ведущие. У полноприводных оба числа будут одинаковыми (4х4, 8х8, 16х16).

В интернете можно встретить записи вида 2х4 (два на четыре), с формулировкой, что для переднего привода сначала указывают ведущие колеса. Чтобы проверить эту теорию, перед публикацией статьи мы посетили официальные сайты отечественных и зарубежных автопроизводителей. Подтверждений не нашлось, у всех в технических характеристиках первым идет количество колес.

Отсюда простой вывод: колесной формулы переднего привода нет, она одна для всех.

Формула с косой чертой

У грузовых автомобилей, после второго показателя (количества ведущих колес) может присутствовать еще один, отделенный от основной формулы косой чертой. Например, грузовик повышенной проходимости Урал-5323, имеет колесную формулу 8х8/4. Это значит все 8 колес ведущие, а цифра 4 говорит о том, что половина из них управляемые.

Важно помнить, что даже если на полуоси находится 2 колеса, в формуле они указываются как одно. Поэтому по первому показателю легко узнать количество осей транспортного средства:

  • 8 – четырехосные;
  • 6 – трехосные;
  • 4 – двухосные.

Формула с точкой

Часто в формуле для грузовиков и автобусов встречается точка, после которой стоят цифры 1 или 2. По записи подобного вида можно определить ошиновку ведущего моста. Цифра 2 говорит о двухскатной ошиновке (2 колеса на полуось). Если стоит 1 – все мосты односкатные.

Название пошло от старого обозначения колес – скаты.

Специально для автобусов Икарус (в простонародье «гармошки»), в колесную формулу добавили четвертую цифру, также отделенную точкой. Она характеризует ошиновку прицепной части автобуса. Возможные вариации: 1 и 2.

Другая техника

Трактора

Формула для тракторов имеет свои особенности. Нередко встречаются варианты 4к2, 4к2а, 4к4б. Как и в случае с автомобилями, первая цифра указывает на количество колес, вторая на ведущие. Литера А после цифры сообщает о меньшем диаметре передней колесной пары, Б о равных диаметрах передних и задних колес.

Автогрейдеры

Автогрейдер – прицепная или самоходная машина, предназначенная для перемещения и разравнивания сыпучих материалов, снега. В колесной формуле для автогрейдеров указывается количество осей. Возьмем запись типа АхБхВ, где:

  • А – число управляемых осей;
  • Б – количество ведущих осей;
  • В – общее количество.


Таким образом формула 1х2х2 читается как: полноприводный, двухосный грейдер с одной поворотной осью.

Таблицы

В таблицах вы найдете формулы самых распространенных транспортных средств. Два и более показателя через запятую, говорят о наличии у производителя различных модификаций.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector