18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обнаружена любимая яхта Петра I

Содержание

Найдена любимая яхта Петра Первого

После нескольких лет активных поисков, в море напротив шведского города Гетеборг подводные археологи обнаружили остов любимой яхты Петра Первого «The Transport Royal», которая была прототипом для всего будущего парусного флота России .

— На яхте Петра Первого должны быть интересные находки, — рассказал «Комсомолке» первый заместитель директора Российского НИИ культурного и природного наследия им. Лихачева Александр Окороков. — Много лет ее искали наши сотрудники Петр Боярский и Алексей Михайлов . Михайлов даже ушел из института, чтобы заниматься поисками в Швеции . Там он возглавил группу шведских и российских морских исследователей. Боярский помогал ему, работая в архивах.

О своей находке судна, которое затонуло 27 сентября 1715 года у группы островов Тистларна по дороге из Архангельска в Петербург , Михайлов сообщил в четверг.

— Не передать, как мы обрадовались! Собирались последний раз в этом сезоне погрузится, а там оказался остов судна, — рассказал он.

Подводные археологи измерили остов. Размеры оказались аналогичны яхте Петра Первого.

Сейчас исследователи готовят заявление местным властям.

— Российская сторона, конечно, будет претендовать на эту находку. Но Шведы считают все суда которые утонули в их водах больше 100 лет назад, собственностью своей страны. Общепринятого законодательства по таким случаям нет, — пояснил « КП » Александр Окороков. — Будем надеятся на международные суды.

А история этой яхты действительно занимательная. Одни считают, что во время стажировки на английских верфях в 1698 году, яхту вручил юному Петру сам король Англии Вильгельм Третий Оранский. За успехи в учебе. Другие исследователи говорят, что судно Петр получил от английского контр-адмирала Кармартена Перегрина . Историков утверждают, что Петр пошел тогда с Перегрином на коммерческую сделку: царю нужен был образец английского быстроходного судна, а адмиралу беспошлинный рынок сбыта «виргинского» табака, которого Русь отродясь не знала. Некоторые историки считают, что на этом судне и был впервые ввезен в Россию табак. На этой яхте Петр часто ходил в Голландию , и на ней начал исследование Русского Севера.

СПРАВКА «КП»

«The Transport Royal» — английская парусная яхта была спущена на воду в 1695 году. Достигала в длину 28 метров. На вооружении имела 28 пушек. Судно считалось самым быстроходным для своего времени. В 1715 году ее включили в Архангельскую эскадру для участия в Северной войне. Во время крушения из интернациональной команды в живых остались 16 русских моряков, и 9 англичан. Русских моряков спасли шведы и позже обменяли у России на своих пленных соотечественников. Судно искали в Швеции с 1998 года. Ряд любителей истории флота в Петербурге заявляли о намерении воссоздать яхту «The Transport Royal» в натуральную величину.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Любимую яхту Петра I обнаружили у берегов Швеции исландские водолазы

Фантастическая находка у берегов Западной Швеции. Исландско-российская команда поисковиков iXplorer ocean research обнаружила глубоко под водой остатки любимой яхты Петра I — Transport Royal. Монарх получил парусник в дар от короля Англии Вильгельма III Оранского, когда посещал Великобританию . В то время он считался одним из самых быстроходных в мире и часто ее называют прототипом русского военного флота (подробности)

Читайте также

Закрытие границ России из-за коронавируса: с какого числа действует, список государств

Публикуем список государств, сообщение с которыми ограничено, с какого числа мера действует и сообщаем основные факты про закрытие границ России из-за коронавируса

Зоомагазины и автозаправки закрываться не будут: Минпромторг опубликовал перечень предприятий, которые обязали работать в нерабочие дни

Для этого был определен список товаров первой необходимости

«Иванушки International» и мурчание кота под томик Оруэлла: Что чаще всего слушают и читают россияне на удаленке

Книжный сервис и Яндекс проанализровали запросы и потребности граждан в режиме самоизоляции

Парк Довирусного периода: Как русская провинция встречает столичную чуму

Обозреватель «Комсомолки» Владимир Ворсобин отправился в глушь, под Саратов, в уездный город Балашов, чтоб увидеть — чем живет настоящая Россия, отправленная на карантин

Москву продезинфицируют безопасно для жителей

Москву промоют безвредной для человека дезинфекцией

Читать еще:  Honda VTX 1300: фото, технические характеристики, цены

Юнна Мориц: . И образ чумы от себя отсекая, спасётся страна, если вера такая

Великая Поэтесса прочитала читателям сайта kp.ru и нашему обозревателю Александру Гамову свое лекарственное стихотворение

Я вижу, во что превращается карантин у нас. Готов стать волонтером!

Режиссер Юрий Грымов после возвращения из Японии рассказал, как его встречали в аэропорту

Последние новости на утро 28 марта 2020: Роспотребнадзор попросил родителей не гулять с детьми, а Китай начал предоставлять США данные по коронавирусу

Мы собрали самые последние новости в России и в мире на утро 28 марта 2020 года

«Контрольный выстрел»: Эдуарда Лимонова «воскресят» для интервью Владимиру Познеру

Первый канал нашел место в сетке для отмененного два года назад выпуска [видео]

Вопрос дня: А вы из дома выходите?

В связи с коронавирусом власти и медработники советуют россиянам не показываться на улице

Карты, фишки, три стола: Восемь настольных игр для всей семьи

Чтобы их купить необязательно выходить из дома, можно приобрести онлайн с доставкой

Всей семьей на карантине: чем занять детей дома

Вместе с психологом «Комсомолка» подготовила полезную подборку

Акция «Бессмертный полк»: история и цель

Отвечаем на самые популярные вопросы и ответы о шествии

«Папа меня осудит, а Достоевский поймет»: дочка юриста продает свою девственность за 15 тысяч долларов

Фанатка «Преступления и наказания» ищет душевного богача, который сможет ей цитировать Анну Ахматову и будет нежным

Чайф: юбилей онлайн

Онлайн-концерт из родного для музыкантов Екатеринбурга станет частью юбилейного тура «Война, Мир и…» группы, празднующей 35-летие

«Дом нужно беречь»: губернатор Андрей Воробьев обратился к жителям Московской области, которые на длинные выходных приедут на дачи

Андрей Воробьев попросил людей соблюдать дисциплину и отдельно молодых — «не валять дурака»

Авиакомпании России переживают пандемию коронавируса

Многие из них уже начали принимать важные меры — например, отменять штрафные санкции за возврат билетов

Врач-реаниматолог из Италии: Я знаю, как в России не повторить нашу трагедию с коронавирусом

Доктор рассказала «КП», как болезнь набирала обороты в Европе. И как предотвратить эпидемию в нашей стране

Что будет, если люди старше 65 лет нарушат карантин

Корреспондент «Комсомольской правды» вместе с полицией раздала памятки москвичам 65+ [видео]

Убираемся на даче после зимы: как не подхватить хантавирус?

Жителей России отправили на карантин – впереди целая неделя выходных. Просят сидеть дома. Или отправиться на дачи, если есть возможность сделать это, не пользуясь общественным транспортом. Хорошая, кстати, идея: свежий воздух и нет массового скопления люд

Маски в краске: художница ударила по коронавирусу яркими рисунками

По мнению сибирячки, это должно хоть немного поднять настроение приунывшим россиянам, которые устали от новостей про коронавирус

Закрытие отелей и санаториев в России до 1 июня: что будет с туристами, которые уже живут в гостиницах, как быть с билетами на самолет и поезд

«КП» отвечает на главные вопросы, которые возникли после постановления правительства

Сергей Собянин: В Москве с 28 марта по 5 апреля могут продолжать работы салоны связи

Запрет на взыскание ранней задолженности за услуги ЖКХ и связи введут для самоизолировавшихся в Москве

«Меня просто срубило»: российский депутат рассказал, как заболел коронавирусом

Член Народного Собрания Дагестана Тимур Гусаев стал первым инфицированным в республике [эксклюзив kp.ru, фото, видео]

Организатор «Бессмертного полка» рассказал, что будет с шествием

Он рассказал о возможных вариантах развития событий

Из-за резкого потепления воздух в Москве ухудшается

Жителям рекомендуют поменьше выходить на улицу

Минкомсвязь запустил сервис по оказанию помощи россиянам для возвращения на Родину

Он доступен на портале госуслуг

Возрастная категория сайта 18+

Дайверы нашли любимую шхуну царя Петра, ставшую прототипом русского флота

У берегов Швеции

22.10.2015 в 13:28, просмотров: 4785

Команда российских и шведских исследователей морских глубин вместе с бригадой профессиональных дайверов после многолетних искательских попыток недалеко от Гетеборга наткнулась на остатки ушедшей триста лет назад на дно моря яхты легендарного российского императора-реформатора. Об удачной находке поведал глава экспедиции из исландского общества «iXplorer ocean research».

«Бригадир» Алексей Михайлов сообщил, что Transport Royal это парусная яхта длиной 28 метров. На ее борту были установлены порядка 28 пушек. Это суденышко признавалось самым быстроходным для того времени.

В 1698 году эту яхту подарил Петру Великому английский король Вильгельм III Оранский.

По словам господина Михайлова, эта суперяхта была любимицей Петра. И этот факт автоматически делал ее едва ли не «прототипом русского военного флота». И это понятно — эта суперяхта бралась самим царем за образец при создании первых отечественных военных кораблей.

Яхта Transport Royal ушла ко дну 27 сентября 1715 года. Кораблекушение стряслось вследствие сильнейшего шторма к югу от Гетеборга в водах группы островов Тистларна. Яхта тогда двигалась из Архангельска в Петербург. И лишь чудом на нем не было русского царя.

После катастрофы выжили 25 человек — 9 англичан и датчан, 16 русских моряков.

Искатели теперь намерены официально известить местные власти о находке и хотят подать заявку на подъем отдельных деталей судна для показа в РФ.

  • Самое интересное
  • По теме
  • Комментарии

Оставьте ваш комментарий

Комментарии пользователей

  • Открылись новые страницы истории о сбитом в Тульской области «Юнкерсе»
  • Дни рождения 14 октября
  • Странное поведение звезды указывает на потенциальное присутствие внеземной цивилизации

Самое интересное

Популярно в соцсетях

© ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» Электронное периодическое издание «MK.ru»

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77-45245 Редакция — ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец». Адрес редакции: 125993, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. Телефон: +7(495)609-44-44, +7(495)609-44-33 , e-mail info@mk.ru. Главный редактор и учредитель — П.Н. Гусев. Реклама третьих сторон

Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

«Найденный фрегат Transport Royal — отец русского флота»

У берегов шведского Гетеборга экспедицией, проводимой исландской компанией iXplorer ocean research и шведской фирмой Diving Unlimited при поддержке российских дайверов и ученых, была сделана сенсационная находка — любимый корабль Петра I Transport Royal, затонувший здесь 1715 году. Руководитель экспедиции Алексей Михайлов рассказал «Известиям» о том, как проходили поиски и какие фрагменты судна надеются поднять с морского дна отечественные исследователи.

Читать еще:  JBL Xtreme — сокрушающий звук!

Что нового вы узнали, обнаружив знаменитую яхту российского императора?

— Вообще это не яхта, а скорее малый фрегат: трехмачтовое судно примерно 30 м в длину. Его модель, сделанная в середине XIX века, хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга, но она не соответствует оригиналу: у нее две мачты. На самом деле любимый фрегат Петра был трехмачтовым, что подтверждают архивные документы. И при осмотре объекта это подтвердилось.

Долго ли вы искали Transport Royal?

— Три года мы вели целенаправленные поиски. Сомнений в том, что это фрегат Петра, у нас нет. Мы уже провели анализ древесины: в киле и фальшборте находятся английские и русские гвозди, также мы нашли архангельские кирпичи, которые использовались при строительстве корабельных печек. Дендрологический анализ показал, что судну 300 лет. Но главное, что у нас есть найденная в шведских архивах карта военного капитана, который в 1715 году спасал с тонущего фрегата команду. Место гибели Transport Royal он отметил на карте крестиком. Эта карта помогла сузить район поисков, а также не оставила сомнений, что затонувшее тут судно — тот самый любимый фрегат Петра I.

В чем сенсационность находки?

— Это именно тот фрегат, по образцу которого Петр приказал строить военные корабли русского флота. Если знаменитый ботик Петра I — это прадедушка русского флота, то фрегат Transport Royal — его отец. Название в переводе со старофранцузского значит «Королевский восторг». Петр получил этот фрегат в дар от короля Англии Вильгельма III, когда совершил свое уникальное путешествие заграницу в 1698 году — первым из русских царей. Хотя это был и не совсем бескорыстный подарок: Петр в обмен на фрегат отдал Англии табачную монополию, да еще и заплатил за его оснастку из собственного кармана. Но Петр сразу понял, что по возвращении в Россию можно будет начать производство кораблей по образцу Transport Royal. Что и было сделано в Воронеже и на Соломбальских верфях.

— Кстати, получается, что вы обнаружили фрегат практически в день его гибели?

— Он затонул почти ровно 300 лет назад — 28 сентября 1715 года по старому стилю, что соответствует 8 октября. Мы нашли Transport Royal как раз 27 сентября этого года, в территориальных водах Швеции около островного архипелага недалеко от Гетеборга.

Что будет с находкой дальше?

— По закону всё, что утонуло в шведских территориальных водах до 1850 года, принадлежит этой стране. Но мы уже подали прошение в Гетеборский департамент подводной археологии, где просим рассмотреть вопрос о предоставлении хотя бы фрагментов корабля для консервации и экспонирования в одном из российских музеев. Ведь это просто уникальная находка!

Насколько хорошо сохранился фрегат?

— Он лежит на глубине всего 10 м, но в одном из самых штормовых мест в этой районе и за 300 лет корпус сильно разбило, а большая часть судна лежит в песке. Что, кстати, и позволило ему хорошо сохраниться: обычно деревянные суда плохо сохраняются, так как в этих водах большая биологическая активность и древесину уничтожают корабельные черви. Поэтому очень хорошо, что киль и часть бортов фрегата оказались скрыты в песке: это дает нам возможность работать с фрагментами судна, которые разбросаны на территории 75 кв. м.

— Какие части фрегата самые ценные с музейной точки зрения?

— Мы надеемся найти корабельные пушки — они должны лежать где-то в песке. Первые пушки с Transport Royal и других затонувших в этом районе судов были подняты шведской экспедицией еще в 1722 году. Но пушки подняли не все, и мы их обязательно еще обнаружим. Правда, получить разрешение на подъем будет непросто, потому что у шведов подход другой: у них принято оставлять предметы там, где они найдены. Но надеюсь, что мы сможем объяснить уникальность этой находки для русской истории, и нам позволят забрать хотя бы пушки.

Когда планируете новую экспедицию?

— Скорее всего, в декабре. Нам предстоит очень много работы по дальнейшему изучению объекта.

Как были устроены императорские яхты, и почему императрица Александра Федоровна всегда улыбалась, вступив на палубу «Штандарта»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Все началось с Петра Первого

История императорских яхт, то есть легких, быстрых судов, предназначенных для перевозки высочайших лиц государства, берет начало с эпохи Петра I. Великое посольство 1697-1698 годов, в котором царь принимал участие под именем Петра Михайлова, позволило ему овладеть множеством разных профессий, и в том числе научиться строить суда. Некоторый опыт у Петра уже был – еще во времена Потешной флотилии на Плещеевом озере он сконструировал ботик «Фортуна» — небольшую дубовую шлюпку на пять пар весел.

Выход к морю и доступ в балтийские воды дал возможность царю создать российский флот, и яхтам «представительского» класса в нем была уделена немалая роль. В 1697 году нидерландский император Вильгельм II Оранский подарил Петру яхту «Транспорт Ройал», ее водоизмещение тогда составляло 297 тонн, длина – 25,6 метра.

С 1702 года в России на Воронежской верфи началось строительство «придворных» яхт, на свет появились «Святая Екатерина», «Либе», «Надежда». Петр приобщал к морскому делу знать и представителей разных общественных слоев и разных профессий. В 1713 году был учрежден «Потомственный Невский флот», его правилами регулировалось использование придворных яхт, а для их владельцев устраивались обязательные еженедельные «экзерциции», учения, пропускать которые не рекомендовалось, чтобы не навлечь на себя гнева государя. Петр, страстно любивший море и корабли, заставил-таки полюбить их и русское дворянство, от него же тяга к морским путешествиям передалась и последующим правителям, каждый из которых способствовал и развитию флота в целом, и модернизации тех судов, что принимали на борт первых лиц государства.

В 1719 году была заложена яхта «Принцесса Анна», самая крупная для своего времени, она использовалась дочерью Петра Анной для путешествия после бракосочетания, а позже – для поездок царской семьи в Петергоф и Кронштадт.

Придворные и императорские яхты XVIII – XIX веков

Если первый русский император подходил к строительству и дворцов, и судов скорее практично, нежели со стремлением поразить окружающих роскошью, то для тех, кто правил Россией и флотом после него, приоритеты были уже несколько иные. Екатерина II, продолжая дело своего великого предшественника, куда более расточительно подходила к отделке придворных судов. В 1764 году была построена яхта «Счастье», она предназначалась для его высочества Павла I, который благодаря своей матери стал генерал-адмиралом русского флота в восемь лет. Он и придумал для своего судна такое название.

Читать еще:  Увеличение транспортного налога

Яхта, богато отделанная ценными породами дерева, прослужила десять лет и была разобрана, после чего Екатерина велела создать судно уже для себя самой. Новая яхта получила то же название – «Счастье», но была больше – достигая в длину 23,5 метра. Императорские каюты были отделаны красным деревом и палисандром, обставлены роскошной мебелью, украшены зеркалами и бронзой, устелены дорогими коврами.

Надо сказать, в истории русских императорских яхт – а «императорскими» они стали называться лишь начиная с 1892 года – таких кораблей-«тезок» было довольно много. Вот и новая «Святая Екатерина» была построена в 1795 году – незадолго до смерти императрицы. Пришедший к власти Павел I, в отличие от матери, стремился к более скромной отделке судов, такой стала яхта «Эммануил», заложенная в 1797 году. Во время поездки на этом судне, когда море было неспокойным, выяснилось, что император плохо переносит качку.

При Александре I придворные яхты были включены в состав «Морского гвардейского экипажа». Всего в позапрошлом столетии были созданы 22 великокняжеские, должностные и императорские яхты. А расцвет строительства и использования судов «представительского класса» в XIX веке пришелся на период правления его брата Николая I. Уже в 1825 году, в самом начале правления, он велел заложить яхту «Дружба», на которой много ходил по Финскому заливу. «Дружбой» император не ограничивался, с развитием судостроительных технологий появлялись все новые суда для августейших пассажиров. В 1831 году был заложен шестипушечный колесный пароход «Александрия», получивший такое имя по названию дворца в Петергофе, выстроенного для императрицы Александры Федоровны. На судне была установлена паровая машина мощностью 90 лошадиных сил. Богато декорированная, «Александрия» имела собственный герб, который был изображен, в том числе, и на сервизе – для каждой из императорских яхт он был уникальным. С 1851 года это судно стало военным пароходом, переменив название на «Тосну», а для правящей семьи была построена новая «Александрия», более современная, превосходившая предыдущую более чем в полтора раза и по метражу, и по мощности паровых машин.

Эта «Александрия» служила правящей семье более полувека, на ней выходили в море семьи четырех российских императоров – Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. За время эксплуатации она совершила 326 походов, принимала на борту иностранные делегации, становилась местом проведения государственных церемоний. В разные годы «Александрия» предоставлялась во временное распоряжение правителей различных государств – королевы Дании, короля Греции, персидского шаха.

В 1866 году в период правления Александра II была построена яхта «Держава», мощность ее паровых машин составляла уже 720 л.с. Она служила царской семье до 1898 года. Во время путешествий и поездок на яхте на ней находилось 238 человек экипажа, 50 человек царской прислуги и свиты. На носу судна красовалась фигура двуглавого орла.

С приобретением императорской семьей резиденции в Крыму возникла потребность построить и черноморскую яхту – первой стал «Тигр», пароход длиной 62,8 метра, созданный еще в 1855 году. Следом были построены две «Ливадии» — первая, 1869 года, выдерживала 11-балльный шторм, но погибла, попав на риф. В 1880 году появилась куда более роскошная «Ливадия» — общая площадь ее кают, залов и салонов составляла чуть меньше 4 тысяч квадратных метров, яхта была электрифицирована.

Николай II и его семья: на яхте как дома

Самой любимой яхтой последнего русского императора был «Штандарт», ставший настоящей «дачей» для царской семьи. Это был уже второй «Штандарт» — первый, построенный в 1857 году, побывал и в Средиземном море, и в финских шхерах, ставших популярным местом для вылазок Николая II и Александры Федоровны.

Новый «Штандарт», заложенный в Копенгагене в 1893 году, стал самой большой яхтой и, разумеется, самой совершенной для того времени. Ее комфортабельность и сейчас поражает воображение – на судне было предусмотрено горячее и холодное водоснабжение, имелись опреснители воды, размещались электрическая жаровня, паровая пекарня. Для каждого члена императорской семьи были предусмотрены собственные гостиная, спальня, ванная. Для Николая II были созданы рабочий кабинет, приемная, имелась также столовая для официальных приемов. «Штандарт» посещали король Сиама, германский император, президент Франции.

С 1906 года последние Романовы проводили на яхте очень много времени. Только во время морских путешествий, по воспоминаниям близких к царской семье, императрицу Александру Федоровну можно было увидеть улыбающейся. Болезнь царевича Алексея и риски, связанные с ней и с оглаской, на «Штандарте» уходили на второй план – экипаж яхты воспринимался императрицей как часть семьи. К слову, количество членов экипажа составляло 373 человека, не считая прислуги.

О жизни на «Штандарте» сохранились воспоминания тех, кто был частью этого общества – в том числе и фотографа Николая Саблина, сделавшего бесчисленное количество фотографий и отснявшего множество кинохроник, благодаря которым можно представить себе яхтенный быт царской семьи.
В 8 часов утра на судне поднимали флаг, на церемонии присутствовал и Николай, и его дети. В 9 пили утренний чай со сдобой, которую выпекали тут же. Молоко и масло доставляли с берега, с царскосельской или петергофской фермы.

После чая император занимался греблей на лодке или на байдарке. В 12 часов был завтрак, плотный, одним из блюд обязательно подавался суп. После завтрака сходили на берег – там устраивали пикники, собирали ягоды и грибы, купались. В 5 часов подавался чай, после него император занимался делами и документами.

В 8 вечера наступало время обеда, обедали долго, не меньше часа, потом наступало время настольных игр, лото, домино, Александра Федоровна занималась рукоделием. В 11 вечера подавали фрукты и печенье, и наступало время ложиться спать. Николай ложился поздно, до ночи работая с документами.

Яхта принимала царскую семью и во время путешествия в Крым: несмотря на то, что специальное судно могло принять Романовых на Черном море, они были слишком сильно привязаны к «Штандарту», а потому яхта отправлялась в путь, огибая Европу, и ждала прибытия Николая II с семьей, путешествующих на юг на поезде.

После революции императорские яхты были разобраны или использовались как мишени при испытаниях противокорабельных снарядов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector