5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История императорских яхт

Как были устроены императорские яхты, и почему императрица Александра Федоровна всегда улыбалась, вступив на палубу «Штандарта»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Все началось с Петра Первого

История императорских яхт, то есть легких, быстрых судов, предназначенных для перевозки высочайших лиц государства, берет начало с эпохи Петра I. Великое посольство 1697-1698 годов, в котором царь принимал участие под именем Петра Михайлова, позволило ему овладеть множеством разных профессий, и в том числе научиться строить суда. Некоторый опыт у Петра уже был – еще во времена Потешной флотилии на Плещеевом озере он сконструировал ботик «Фортуна» — небольшую дубовую шлюпку на пять пар весел.

Выход к морю и доступ в балтийские воды дал возможность царю создать российский флот, и яхтам «представительского» класса в нем была уделена немалая роль. В 1697 году нидерландский император Вильгельм II Оранский подарил Петру яхту «Транспорт Ройал», ее водоизмещение тогда составляло 297 тонн, длина – 25,6 метра.

С 1702 года в России на Воронежской верфи началось строительство «придворных» яхт, на свет появились «Святая Екатерина», «Либе», «Надежда». Петр приобщал к морскому делу знать и представителей разных общественных слоев и разных профессий. В 1713 году был учрежден «Потомственный Невский флот», его правилами регулировалось использование придворных яхт, а для их владельцев устраивались обязательные еженедельные «экзерциции», учения, пропускать которые не рекомендовалось, чтобы не навлечь на себя гнева государя. Петр, страстно любивший море и корабли, заставил-таки полюбить их и русское дворянство, от него же тяга к морским путешествиям передалась и последующим правителям, каждый из которых способствовал и развитию флота в целом, и модернизации тех судов, что принимали на борт первых лиц государства.

В 1719 году была заложена яхта «Принцесса Анна», самая крупная для своего времени, она использовалась дочерью Петра Анной для путешествия после бракосочетания, а позже – для поездок царской семьи в Петергоф и Кронштадт.

Придворные и императорские яхты XVIII – XIX веков

Если первый русский император подходил к строительству и дворцов, и судов скорее практично, нежели со стремлением поразить окружающих роскошью, то для тех, кто правил Россией и флотом после него, приоритеты были уже несколько иные. Екатерина II, продолжая дело своего великого предшественника, куда более расточительно подходила к отделке придворных судов. В 1764 году была построена яхта «Счастье», она предназначалась для его высочества Павла I, который благодаря своей матери стал генерал-адмиралом русского флота в восемь лет. Он и придумал для своего судна такое название.

Яхта, богато отделанная ценными породами дерева, прослужила десять лет и была разобрана, после чего Екатерина велела создать судно уже для себя самой. Новая яхта получила то же название – «Счастье», но была больше – достигая в длину 23,5 метра. Императорские каюты были отделаны красным деревом и палисандром, обставлены роскошной мебелью, украшены зеркалами и бронзой, устелены дорогими коврами.

Надо сказать, в истории русских императорских яхт – а «императорскими» они стали называться лишь начиная с 1892 года – таких кораблей-«тезок» было довольно много. Вот и новая «Святая Екатерина» была построена в 1795 году – незадолго до смерти императрицы. Пришедший к власти Павел I, в отличие от матери, стремился к более скромной отделке судов, такой стала яхта «Эммануил», заложенная в 1797 году. Во время поездки на этом судне, когда море было неспокойным, выяснилось, что император плохо переносит качку.

При Александре I придворные яхты были включены в состав «Морского гвардейского экипажа». Всего в позапрошлом столетии были созданы 22 великокняжеские, должностные и императорские яхты. А расцвет строительства и использования судов «представительского класса» в XIX веке пришелся на период правления его брата Николая I. Уже в 1825 году, в самом начале правления, он велел заложить яхту «Дружба», на которой много ходил по Финскому заливу. «Дружбой» император не ограничивался, с развитием судостроительных технологий появлялись все новые суда для августейших пассажиров. В 1831 году был заложен шестипушечный колесный пароход «Александрия», получивший такое имя по названию дворца в Петергофе, выстроенного для императрицы Александры Федоровны. На судне была установлена паровая машина мощностью 90 лошадиных сил. Богато декорированная, «Александрия» имела собственный герб, который был изображен, в том числе, и на сервизе – для каждой из императорских яхт он был уникальным. С 1851 года это судно стало военным пароходом, переменив название на «Тосну», а для правящей семьи была построена новая «Александрия», более современная, превосходившая предыдущую более чем в полтора раза и по метражу, и по мощности паровых машин.

Эта «Александрия» служила правящей семье более полувека, на ней выходили в море семьи четырех российских императоров – Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. За время эксплуатации она совершила 326 походов, принимала на борту иностранные делегации, становилась местом проведения государственных церемоний. В разные годы «Александрия» предоставлялась во временное распоряжение правителей различных государств – королевы Дании, короля Греции, персидского шаха.

В 1866 году в период правления Александра II была построена яхта «Держава», мощность ее паровых машин составляла уже 720 л.с. Она служила царской семье до 1898 года. Во время путешествий и поездок на яхте на ней находилось 238 человек экипажа, 50 человек царской прислуги и свиты. На носу судна красовалась фигура двуглавого орла.

С приобретением императорской семьей резиденции в Крыму возникла потребность построить и черноморскую яхту – первой стал «Тигр», пароход длиной 62,8 метра, созданный еще в 1855 году. Следом были построены две «Ливадии» — первая, 1869 года, выдерживала 11-балльный шторм, но погибла, попав на риф. В 1880 году появилась куда более роскошная «Ливадия» — общая площадь ее кают, залов и салонов составляла чуть меньше 4 тысяч квадратных метров, яхта была электрифицирована.

Николай II и его семья: на яхте как дома

Самой любимой яхтой последнего русского императора был «Штандарт», ставший настоящей «дачей» для царской семьи. Это был уже второй «Штандарт» — первый, построенный в 1857 году, побывал и в Средиземном море, и в финских шхерах, ставших популярным местом для вылазок Николая II и Александры Федоровны.

Новый «Штандарт», заложенный в Копенгагене в 1893 году, стал самой большой яхтой и, разумеется, самой совершенной для того времени. Ее комфортабельность и сейчас поражает воображение – на судне было предусмотрено горячее и холодное водоснабжение, имелись опреснители воды, размещались электрическая жаровня, паровая пекарня. Для каждого члена императорской семьи были предусмотрены собственные гостиная, спальня, ванная. Для Николая II были созданы рабочий кабинет, приемная, имелась также столовая для официальных приемов. «Штандарт» посещали король Сиама, германский император, президент Франции.

С 1906 года последние Романовы проводили на яхте очень много времени. Только во время морских путешествий, по воспоминаниям близких к царской семье, императрицу Александру Федоровну можно было увидеть улыбающейся. Болезнь царевича Алексея и риски, связанные с ней и с оглаской, на «Штандарте» уходили на второй план – экипаж яхты воспринимался императрицей как часть семьи. К слову, количество членов экипажа составляло 373 человека, не считая прислуги.

О жизни на «Штандарте» сохранились воспоминания тех, кто был частью этого общества – в том числе и фотографа Николая Саблина, сделавшего бесчисленное количество фотографий и отснявшего множество кинохроник, благодаря которым можно представить себе яхтенный быт царской семьи.
В 8 часов утра на судне поднимали флаг, на церемонии присутствовал и Николай, и его дети. В 9 пили утренний чай со сдобой, которую выпекали тут же. Молоко и масло доставляли с берега, с царскосельской или петергофской фермы.

После чая император занимался греблей на лодке или на байдарке. В 12 часов был завтрак, плотный, одним из блюд обязательно подавался суп. После завтрака сходили на берег – там устраивали пикники, собирали ягоды и грибы, купались. В 5 часов подавался чай, после него император занимался делами и документами.

В 8 вечера наступало время обеда, обедали долго, не меньше часа, потом наступало время настольных игр, лото, домино, Александра Федоровна занималась рукоделием. В 11 вечера подавали фрукты и печенье, и наступало время ложиться спать. Николай ложился поздно, до ночи работая с документами.

Яхта принимала царскую семью и во время путешествия в Крым: несмотря на то, что специальное судно могло принять Романовых на Черном море, они были слишком сильно привязаны к «Штандарту», а потому яхта отправлялась в путь, огибая Европу, и ждала прибытия Николая II с семьей, путешествующих на юг на поезде.

После революции императорские яхты были разобраны или использовались как мишени при испытаниях противокорабельных снарядов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Императорская яхта «Штандарт»

Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Данное имя было дано нескольким кораблям Русского Флота до 1917 года — последним из них была данная яхта.
Вид части палубы

Читать еще:  Honda FJS 600 Silver Wing и Suzuki AN 650 Burgman

29 августа 1893 года Александр III вместе с императрицей Марией Фёдоровной и цесаревичем Николаем Александровичем прибыли на корабле «Полярная звезда» в Копенгаген. После этого состоялась торжественная церемония закладки «Штандарта».
Спущен на воду 21 марта 1895 года. 8 сентября 1896 года «Штандарт», не завершив ходовые испытания, принял на борт Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, после этого в сопровождении яхты «Полярная звезда» — ушел в Англию. Начиная с этого похода, началась двадцатилетняя служба «Штандарта».
Рубка и капитанский мостик

«Штандарт» имел 3 мачты, водоизмещение 5480 тонн, длину 128 м, ширину 15,8 м, осадку 6,6 м, проектную скорость 22 узла, 24 котла и 2 винта. Экипаж 373 человека. Острый клиперштевень «Штандарта» украшала золоченая носовая фигура как бы летящего двуглавого орла.
Часовой матрос на палубе у штурвала в кормовой части

Для отделки императорских покоев применялось гораздо меньше различных ценных пород дерева в отличие от «Полярной звезды». Императорские покои отделывались деревом вишни и ореха, а стены в императорских жилых каютах облицовывались тисненой кожей или обтягивались кретоном. Помещения вдовствующей императрицы и великих князей и княжон — березой, столовой — ясенем, а коридоров — дубом, клёном под птичий глаз и белым буком. По особому указу Николая II — золочение нигде не применялось. Для отделки помещений экипажа использовались дуб и сосна, окрашенные белой краской.
Общий вид кают-компании для личного состава

В кормовой части верхней палубы, традиционно для царских яхт, размещалась большая рубка. В ней находились столовая для официальных приемов, рабочий кабинет и приемная императора. В носовой части верхней палубы, перед первой трубой, располагались штурманская рубка, две рубки для начальствующего состава, над ними — ходовой мостик с рулевой рубкой.
Вид части одной из кают

На главной палубе (над машинным отделением) находились императорские каюты. Каждый блок кают императора, императрицы и вдовствующей императрицы состоял из гостиной, спальни и ванной.
Вид части одного из салонов

На этой же палубе размещались столовая, салон, каюты великих князей и княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. На нижней палубе находились каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, кубрики экипажа и душевые кабины. На этой же палубе размещались радиорубка, выгородки динамо-машин, мастерские и некоторые кладовые.

Ниже этой палубы, в носовой части яхты, находились грузовой трюм и пороховой погреб, а в кормовой — рефрижераторы для скоропортящейся провизии. Следует отметить, что для обслуживающего персонала и команды были созданы значительно лучшие условия обитания, чем на предыдущих яхтах
Уголок салона и двери, ведущие в кабинет и библиотеку

Вид части одного из кабинетов

Вид части столовой для пассажиров яхты

Вид спальни, в которой установлена детская кроватка, для пассажиров яхты

Вид галереи на нижний палубе

Вид части иконостаса, расположенного в галереи

Вид части кают-компании для личного состава яхты

Общий вид кают-компании для личного состава яхты

Вид части камбуза

Вид части машинного отделение яхты

Летом 1897 года новую императорскую яхту с кратковременными визитами посетили в Кронштадте: сиамский король, император Германии и президент Французской республики.
Прибытие короля Швеции на яхту Штандарт. Виролахти.

В дальнейшем при посещениях России главами иностранных государств Николай II неоднократно принимал их на борту «Штандарта». На нём дважды побывал Вильгельм II: в июле 1902 года во время маневров учебного артиллерийского отряда Балтийского флота, а потом в июне 1912 года, когда он приходил на яхте «Hohen-zollern» на закладку в Ревеле нового порта Петра Великого.
Немецкий и русский императоры на борту яхты «Штандарт»

В августе того же 1912 года Николай II принимал на «Штандарте» и вел дипломатические переговоры с премьер-министром Франции Раймоном Пуанкаре
Офицеры в машинном отделении яхты

Вид носовой части яхты «Штандарт»

В 1917 году команда яхты принимала участие сначала в Февральской, а затем и в Октябрьской революции. На борту судна размещался центральный революционный орган моряков-балтийцев — Центробалт.
Весной 1918 года «Штандарт» участвовал в «Ледовом походе»: тяжелых ледовых условиях корабль совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
В 1917 году переименован в «18 марта». Стоял на хранении.
В 1933-1936 годах на заводе им. Марти (Ленинград) переоборудован в минный заградитель и назван «Марти». На судно были установлены новейшие устройства для постановки 320 мин, мощное артиллерийское вооружение (четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм универсальных орудий, три 45-мм зенитные пушки и два спаренных пулемета). Были установлены новые паровые машины, обеспечивавшие скорость хода свыше 14 узлов и дальность плавания до 2300 миль.
Минный заградитель «Марти», 1942 год (создан путём реконструкции бывшей императорской яхты «Штандарт»).

В 1938 году корабль стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота. В 1939 году корабль выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота. Летом 1941 года экипаж «Марти» добился завоевал переходящее Красное знамя Наркомата Военно-Морского Флота.
Первую боевую задачу получил 23 июня 1941 года, а 25 июня при выполнении боевого задания заградителем была потоплена первая подводная лодка противника.
Минный заградитель «Марти» и линейный корабль «Октябрьская Революция» на Таллинском рейде, 1940 год

В начале ноября 1941 минный заградитель в составе отряда под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда принял участие в эвакуации защитников полуострова Ханко. Несмотря на повреждения, полученные при подрыве на мине, «Марти» принял на борт и вывез в Кронштадт 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, снаряды и продовольствие и ещё около 800 т груза.
Участвовал в огневой поддержке сухопутных частей.
3 апреля 1942 года одним из первых на флоте удостоен звания гвардейского.
В 1948 сменил название на «Ока», переоборудован в плавказарму, а в 1961 году — в плавучую мишень для ракетных стрельб. Разобран на металл в середине 60х годов
Императорская яхта «Штандарт» (1893-1961) На рейде Ялты , 1898 год.

Цесаревич Алексей на палубе Императорской яхты «Штандарт». Финляндия. 1906 год

Императорская семья на палубе яхты «Штандарт». На руках у дядьки Цесаревич Алексей. Финляндия. 1906 год

Фотография царевича Алексея Николаевича России с матросами на императорской яхте «Штандарт» в 1908 году

Императорская яхта «Штандарт» В Севастополе , 1909 год.

Император Николай II посещает Ригу в 1910 году.

Оркестр Гвардейского экипажа на яхте «Штандарт». После 1910 года.

Императорская яхта «Штандарт» В Севастополе , 1914 год.

Николай II проводит смотр линейным кораблям-додредноутам Черноморского флота с мостика императорской яхты «Штандарт» 2 июня 1914 года

Императорская яхта «Штандарт» В Ялте .

Императорская яхта «Штандарт»

Яхта «Штандарт» в Тулоне

Государь беседует с адмиралом Арсеньевым на палубе яхты Штандарт. Виролахти.

Императорская яхта «Штандартъ»

Яхта «Штандарт» отличалась большим комфортом, имела высокие мореходные качества и считалась лучшей во всём мире из подобного рода судов. Американский писатель Роберт Мэсс в своём историческом исследовании «Николай и Александра» пишет о ней: «Где бы ни швартовался ‘Штандарт’ — на Балтике или у крымских скал, — он был образцом морской элегантности. Размером с небольшой крейсер, оснащённый паровой машиной, работавшей на угле, он тем не менее был спроектирован как парусное судно.

Его огромный бушприт, украшенный золотым вензелем на чёрном фоне, устремлённый вперед, точно выпущенная из лука стрела, как бы продолжал нос клипера.

Капитанский мостик

Над палубой возвышались три стройные, покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы.

Над надраенными палубами были натянуты белые парусиновые тенты

затеняющие от солнца плетёные столы и стулья.

Императрица Александра Федоровна и Цесаревич Алексей

Под верхней палубой располагались гостиные, салоны, кают-компании, обшитые красным деревом, с паркетным полом, хрустальными люстрами, канделябрами, бархатными портьерами. Помещения, предназначенные для царской семьи, были задрапированы ситцем.

Помимо судовой церкви и просторных кают для императорской свиты на яхте имелись помещения для офицеров, механиков, котельных машинистов, палубной команды, буфетчиков, лакеев, горничных и целого взвода моряков гвардейского экипажа. Кроме того, на нижних палубах нашлось достаточно места для размещения духового оркестра и балалаечников».

Нижняя палуба и галерея

Судовая церковь

Вид части кают компании

Присутствие на «Штандарте» августейших особ было обозначено эскортом торпедных катеров. Некоторые из них могли находиться рядом с яхтой, другие медленно курсировали на горизонте.

Днем яхта величаво скользила между островами, щедро рассыпанными у берегов Финляндии, иногда углубляясь в величавые прибрежные заливы. Вечером она застывала на якорной стоянке в какой-нибудь безлюдной живописной бухте. Проснувшись утром, пассажиры «Штандарта» любовались переливающимися на воде мириадами солнечных бликов, жёлтым песком и красным гранитом, поросшим вечнозелёными соснами.

Из-за частых недомоганий императрица редко сходила на берег. Большую часть времени она проводила на палубе. С 1907 года фрейлина Анна Александровна Вырубова (урождённая Танеева] стала компаньонкой Александры Фёдоровны во время летних путешествий императрицы на яхте «Штандарт». В тёплые дни императрица и фрейлина грелись на солнце, музицировали, писали письма, любовались пейзажами. По вечерам, когда государь играл со своими адъютантами в бильярд или курил на палубе набитые им самим папиросы, Александра Фёдоровна и Вырубова читали друг другу вслух или шили при свете электрической лампы.

Вторая слева Анна Вырубова , дальше Император и Анастасия .

Обычно в хорошую погоду Николай II с дочерьми совершал долгие прогулки по финскому лесу.

Государь часто отпускал сопровождающую охрану и гулял с детьми один. Девочки собирали букеты цветов, лесные ягоды, грибы, растущий на скалах мох, сверкающие волшебными искорками небольшие кусочки кварца.

Читать еще:  Четвероногие на яхте

Счастливые, полные впечатлений путешественники возвращались на яхту к полуденному чаю, который пили с родителями на верхней палубе под марши, исполняемые духовым оркестром, и виртуозную игру балалаечников.

Вечером императорская яхта превращалась в колыбель. Её лёгкое покачивание на воде убаюкивало. И когда стюарды подавали в гостиную ужин, есть его порой было некому: императорская семья крепко спала.

На борту «Штандарта» Николай II не освобождал себя от официальных обязанностей. График ежегодного июньского двухнедельного отпуска на яхте император выстраивал следующим образом: два дня в неделю он работал, пять — отдыхал. Во время отдыха на яхту было запрещено подниматься министрам и высоким чинам тайной полиции. Особо важные донесения, документы и прессу на «Штандарт» ежедневно доставлял из Санкт-Петербурга курьерский катер.

В мемуарах Вырубовой подробно рассказано о многих событиях, происходивших на яхте «Штандарт». Когда дочери императора были маленькими, к каждой из них был прикреплён матрос-нянька, на языке моряков «Штандарта» — дядька, который следил, чтобы доверенный ему ребёнок, заигравшись, не упал за борт.

Шло время. Великие княжны подрастали и в конце концов получали родительское разрешение на самостоятельное купание в море. Тогда, чтобы не смущать «самостоятельных» великих княжон во время их водных процедур, каждый дядька находил на берегу возвышенность, с которой он в бинокль внимательно следил за резвившейся в море подопечной.

Вел. Княжна Татьяна , Саблин и Вел. Княжна Ольга

Молодёжь всегда старается как можно раньше утвердить свою самостоятельность. Чем старше становились великие княжны, тем более они тяготились своими дядьками. Объединяясь, княжны дразнили их и сообща устраивали разнообразные каверзы. Николай II не вмешивался в отношения дочерей с матросами-няньками. Но после завершения круиза все дядьки за свою нелёгкую деликатную работу получали от императора в подарок именные золотые часы.

Пьер Жильярд (учитель Наследника ) и Алексей.

Цесаревич Алексей со своим другом Колей Деревенко ( сыном доктора Деревенко)

сын придворного врача В.Н. Деревенко,воспитанник Царскосельской Императорской Николаевской гимназии, один из немногих детских друзей Наследника Алексея,которого постоянно приглашали с ним играть.
Последовал вместе с отцом за царской семьей в Тобольск, где продолжал посещать своего друга.

Иногда, вспоминает Вырубова, «Штандарт» бросал якорь у богатых владений русской и финской знати. Владельцы, проснувшись, могли увидеть у дверей своего дома императора, вежливо спрашивающего разрешение поиграть на их кортах в теннис. Николай II был отличным теннисистом.

Жизнь на яхте текла беззаботно и непринуждённо. В записках начальника канцелярии Министерства Императорского двора Александра Александровича Мосолова «При дворе последнего Российского императора», изданных в 1993 году, читаем: «Сама государыня становилась общительной и весёлой, как только она ступала на палубу ‘Штандарта’. Императрица участвовала в играх детей и подолгу разговаривала с офицерами. Офицеры эти, очевидно, занимали очень привилегированное положение.

Кают компания личного состава

Часть их каждый день приглашалась к высочайшему столу. Государь и его семья нередко принимали со своей стороны приглашение на чай в кают-компании. Младшие офицеры ‘Штандарта’ мало-помалу присоединялись к играм великих княжон. Когда те выросли, игры превратились незаметно в целый ряд флиртов — конечно, вполне безобидных.

Слово ‘флирт’ употребляется не в том вульгарном смысле, который ему теперь дают; — офицеров ‘Штандарта’ лучше всего было сравнивать с пажами или рыцарями средневековья. Во всяком случае эти офицеры были чудесно вышколены. »

Великие Княжны Татьяна , Ольга и Мария с офицерами свиты на борту яхты Штандарт.

Хочется остановиться но трёх событиях, связанных с яхтой «Штандарт». О первом из них восторженно свидетельствует фрейлина Вырубова. Событие было незапланированным и произошло неожиданно. К стоящему на якоре «Штандарту» подплыла прежняя императорская яхта «Полярная звезда», принадлежащая покойному императору Александру III, с находящейся на ней вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной.

Император Николай II и Мария Федоровна

Бабушка соскучилась по внуку и внучкам и совершила своё морское путешествие, чтобы повидать их, попить с ними чайку и поиграть. «Помню, — вспоминает Вырубова, — вечером, проходя мимо двери цесаревича Алексея Николаевича, я увидела императрицу-мать, сидящую на его кроватке: она бережно чистила ему яблоко и они весело болтали».

Яхта «Штандарт» была одним из самых красивых кораблей своего времени, настоящим образцом морской элегантности. Под стать кораблю был и отборный экипаж: когда моряки выстраивались на парадную линейку на палубе судна, это было впечатляющее зрелище.

Во время короткого отпуска на яхте император Николай II старался как можно больше времени проводить с детьми.

Император принимал на яхте высоких гостей и занимался государственными делами. А его детям «Штандарт» служил огромной игровой площадкой. Палубы яхты были настолько широки, что юные княжны катались по ним на роликовых коньках, в то время как приставленные к ним матросы-няньки следили, чтобы, заигравшись, дети не свалились в воду.

Плавание на «Штандарте» у берегов Финляндии в 1907 году едва не закончилось катастрофой. Вот описание этого события, сделанное Робертом Мэсси: «Яхта выходила узким проливом в открытое море. Пассажиры сидели на палубе. Внезапно с оглушительным треском яхта ударилась о подводную скалу. Опрокинулась посуда, упали стулья, попадали на палубу музыканты. Вода устремилась в трюм, ‘Штандарт’ накренился и стал оседать. Взвыли сирены, матросы стали спускать на воду шлюпки. В этот момент не оказалось трёхлетнего цесаревича, и оба родителя просто обезумели от горя. Оказалось, что матрос-нянька Деревенько при ударе ‘Штандарта’ о скалу схватил Алексея на руки и перенес его на нос яхты, считая вполне правильно, что с этой части судна ему будет легче спасать наследника при полной гибели яхты.
Николай II всё время находился у лееров, следя за спуском шлюпок. Он часто смотрел на часы, подсчитывая, на сколько дюймов в минуту опускается в воду ‘Штандарт’. По его оценкам, оставалось 20 минут. Однако благодаря своим герметичным переборкам яхта не затонула. И позднее была отремонтирована».

О дальнейших событиях, связанных с катастрофой яхты, можно прочитать в воспоминаниях Мосолова: «После того как паника улеглась и пассажиры были спасены, возник вопрос об ответственности за происшествие. Виноватым, очевидно, мог быть только финн — лоцман, находившийся в момент инцидента на капитанском мостике. Бросились к картам: оказалось, что скала, на которую сел ‘Штандарт’, на картах не была обозначена. В этом случае ответственность за безопасность их величеств перекладывалась на находившегося на яхте флаг-капитана адмирала Нилова.
Поведение Нилова показалось императору странным. И он лично пошёл в его каюту. Войдя без стука, государь увидел, что Нилов рассматривает карту и держит в руке револьвер. Царь поспешил его успокоить, сказав ему, что избежать суда невозможно, но оправдательный приговор неизбежен, так как всё произошедшее является слепой игрой случая. Государь унёс револьвер Нилова. »

Император Николай II и Нилов(?)

Иронично вспоминает о встречах представителей царской семьи с матросами яхты зимой, когда «Штандарт», как обычно, ремонтировался, сестра Николая II Ольга: «Во время представлений опер в Мариинском театре, особенно ‘Аиды’, матросов с царской яхты часто приглашали исполнять роли рабов и воинов. Было смешно видеть этих высоких мужчин стоящих неловко на сцене, одетых в шлемы и сандалии и показывающих свои голые волосатые ноги. Несмотря на неистовые сигналы режиссёра, они таращили глаза на царскую ложу, широко и весело улыбались нам».

Интерьер яхты был чрезвычайно комфортным, просторным и по-домашнему уютным. На время яхта становилась для императорской семьи домом, в котором весело проводили время за дружескими беседами, играми и танцами, в которых нередко участвовали и офицеры «Штандарта».

«Штандарт» не всегда выполнял роль яхты, предназначенной для отдыха царской семьи. Яхта часто была задействована в многочисленных дипломатических и представительских мероприятиях.

Салон, кабинет и библиотека яхты «Штандартъ»

Спальня пасажиров.

Столовая пассажиров

в офицерской столовой

Нижние чины яхты «Штандартъ» за обедом.

Вид части камбуза, оборудованного на яхте «Штандартъ»

Офицеры в машинном отделении

Вид части машинного отделения яхты «Штандартъ»


Не было ни одного императора, короля или президента в Европе, который хотя бы единожды не ступал на его сверкающую чистотой полированную палубу.

Государь и министр Высочайшего двора граф Фредерикс

В 1909 году на «Штандарте» Николай II совершил свой последний визит в Англию. Король Эдуард VII устроил в честь прибытия русского императора парад королевского флота. Когда британская королевская яхта «Виктория и Альберт» медленно проплывала мимо самой мощной по тем временам выстроенной в три линии армады броненосцев и дредноутов, на военных английских кораблях приспускались флаги, салютовали пушки, оркестры играли «Боже, царя храни!», «Боже, храни короля!». На палубе яхты «Виктория и Альберт», прижимая ладонь к козырьку в приветственном салюте, плечом к плечу стояли король Эдуард VII и русский гость в форме английского адмирала. Тысячи британских моряков приветствовали их громкими и дружными криками «ура».

Составлено по материалам статьи «Штандартъ-императорская яхта»

Использованы фотодогументы ЦГАКФФД , а также альбомы фрейлины и подруги Императрицы Анны Вырубовой

Последняя яхта государя императора (часть 1)

Этот материал в некоторыми смысле юбилейный. По счету на ВО он 800-й, то есть очередное «круглое число». Как всегда, к «празднику» хочется написать о чем-то необычном, оставив в стороне танки – очередное издательство опять требует книгу о них, мол, «танков много не бывает», винтовки, рыцарей (по ним книга в подарочном исполнении уже готова и сдана в издательство!), все тех же самураев (на очереди «Самураи-2», продолжение первой книги), и бронзовый век. Подумалось, надо написать… про корабли. Не моя, в целом, это тема, но корабли я люблю. Еще в пять лет обожал рассматривать картинки в романе Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада», где были очень эффектные изображения галеонов, потом зачитывался книгой Лоуренса Оливье «Поход викингов», ну и прочей морской литературой, включая исторические серии М-К и Т-М. Делал модели: тех же галеонов и кораблей викингов, причем и тех, и других из пластилина, включая паруса. Жаль, не умел тогда фотографировать – модельки были впечатляющие, а чтобы мачты и реи не гнулись, в них вставлялись соломинки. Делал плавающие модели линкоров из пластилина и расстреливал их в дуэлях с товарищами из пушки. Написал даже об этих моделях в своих книгах «Из всего, что под руками» и «Когда уроки сделаны», но… особо как-то больше кораблями не занимался. Но они мне по-прежнему интересны, вот только времени углубляться в эту тему, увы, нет.

Читать еще:  Мотоцикл Honda XL 350 R 1987 характеристики, фотографии, обои, отзывы, цена, купить

Императорская яхта «Штандарт»

Но тут мне, можно сказать, повезло. Среди моих студентов оказался заочник из Санкт-Петербурга, который привез мне книгу воспоминаний капитана Саблина о его службе на императорской яхте «Штандарт». Предполагалось, что он будет писать у меня дипломную работу «PR императорской яхты «Штандарт». Тема была, безусловно, очень интересная и в итоге тянула даже на кандидатскую диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук, но «что-то не срослось». Тем не менее содержащиеся в ней материалы показались мне интересными и достойными того, чтобы заняться этой темой и дать по ней материал на ВО, отвечающий тайным интересам к морской теме и явному интересу к морю, в котором все мы любим купаться!

Яхта «Штандарт» в Тулоне.

Итак, какова же была она – последняя яхта государя императора Николая Второго?

Впрочем, тут нужно сказать, что – во-первых, мода иметь яхты королевским особам пошла из Голландии, в Россию, как и многое другое, ее привез Петр Первый, что яхт – сначала парусных, а затем и паровых, в семействе русских царей XIX было довольно много, отнюдь не одна, однако именно «Штандарт» оказался и последним российским судном этого типа, и одновременно самым красивым, вызывавшим законную зависть и кайзера Вильгельма, и даже британской королевской семьи!

Императорская яхта «Штандарт». В Севастополе, 1914 год.

Ну, а построен этот шедевр судостроения (что было признано всеми специалистами!) был не в России, а в Дании, где яхту заложили в Копенгагене в 1893 году для императора Александра III. Предназначалась она для плаваний по Черному морю, но вот попользоваться ей император не успел, и она досталась уже его сыну. Корпус ее был выполнен из судостроительной стали, а водоизмещение составляло почти 6000 тонн, то есть как у небольшого крейсера. То есть «Штандарт» оказался самой большой подобной яхтой в мире, не считая переоборудованных под яхты коммерческих пароходов. Яхта обладала прекрасными мореходными качествами и могла плавать даже в океане. Наличие мощных паровых машин позволяло «Штандарту» развивать высокую скорость хода и легко преодолевать значительные расстояния, Он не раз в своих плаваниях огибал Европу и всегда успешно переходил из Балтики в Черное море и обратно. Ну, а поскольку это была яхта императора, то ко всему прочему это был самый настоящий «плавучий дворец с канцеляриями, управлениями, штабами и множеством придворной прислуги», – вспоминал о том, что он увидел на яхте «Штандарт», офицер Н.В. Саблин, прослуживший на ней не один год.

Схематические разрезы яхты «Штандарт».

И неудивительно, что яхта стала любимым судном императора Николая II, ну, а в ее названии был заложен глубокий смысл. Штандарт – это флаг главы государства, который вывешивается над тем местом, где он находится. В Европе такой обычай возник еще в Средние века. Штандарты отличались пышностью, лишний раз подчеркивавшей значимость своего венценосного обладателя. Ну, а конце XIX века – начале XX века российский штандарт, поднимавшийся над яхтой императора Николая Второго, выглядел так: полотнище золотистого шелка с изображением черного двуглавого орла на фоне морских географических карт. Как только на палубу яхты вступал император, над ней тут же взвивался этот штандарт.

Характерный клипперский форштевень яхты и носовая фигура.

«Штандарт» имел три наклонные мачты, придававшие стремительность его силуэту, равно как и две наклонные трубы, водоизмещение 5480 тонн, длину 112,8 м, ширину 15,4 м, осадку 6,6 м и проектную скорость до 22 узлов, которую обеспечивали 24 угольных котла и два гребных винта. Экипаж яхты состоял из 373 человек. Острый форштевень «Штандарта», позаимствованный у клиппера, был украшен позолоченной носовой фигурой летящего над волнами двуглавого орла.

Название яхте было дано опять же с существовавшей в русском флоте традиции, то есть еще при Петре Первом так назывался один из фрегатов русского флота. На воду она была спущена 21 марта 1895 года, а в эксплуатацию введена в 1896 году. А дальше было так: 29 августа 1893 года Александр III вместе с императрицей Марией Фёдоровной и цесаревичем Николаем Александровичем прибыли в Копенгаген на яхте «Полярная звезда». Здесь состоялась церемония передачи яхты ее владельцу. Но 20 октября (1 ноября) 1894 года Александр Третий умер, и достраивавшаяся яхта перешла к его сыну.

Обеденный зал на главной палубе.

Уже 8 сентября 1896 года «Штандарт», так и не закончив до конца всего цикла ходовых испытаний, принял на борт Николая II и императрицу Александру Федоровну, и сопровождаемый яхтой «Полярная звезда» отправился в Англию. Затем последовал официальный визит во Францию, и вот так и началась двадцатилетняя почетная служба этой яхты.

Галерея на нижней палубе.

И плавать ей пришлось очень много. Так, уже летом 1897 года на новой императорской яхте с визитами в Кронштадте посетили: король Сиама, германский император и Феликс Фор – президент Французской республики. Кстати, Вильгельм II побывал на яхте два раза: в июле 1902 года во время проходивших на Балтике маневров учебного артиллерийского отряда Балтийского флота и затем в июне 1912 года, когда на своей яхте «Гогенцоллерн» он прибыл в Ревель на закладку нового порта Петра Великого. В августе того же 1912 года Николай II принимал у себя на «Штандарте» премьер-министра Франции Раймона Пуанкаре и вел с ним дипломатические переговоры. Кроме того, Николай Второй практически ежегодно совершал на борту «Штандарта» либо продолжительные, либо короткие плавания вместе со всей своей семьей, наслаждаясь морским воздухом и природой балтийских шхер.

Поскольку от того времени сегодня мало что осталось, есть смысл поподробнее рассмотреть убранство и отделку этой яхты, поскольку это во многом говорит о вкусах ее владельцев, которые нам, конечно же, интересны.

Буфетная экипажа на нижней палубе.

Так, вся внутренняя отделка интерьеров корабля была выдержана в строгом английском вкусе. На яхте не было никакой позолоты, ненужных украшений или лепнины. Но все отмечали проявленный при этом хороший вкус, так что помещения яхты выглядели намного богаче всякой показной и нарочитой роскоши и блеска». В 1905 году яхта «Штандарт» была приписана к Морскому гвардейскому экипажу. Экипаж для службы подбирался тщательно. Прошедшие отбор члены команды перед началом своей службы обязательно представлялись императорской чете.

Гардеробная комната для персонала.

Интересно, что для отделки покоев императора было использовано гораздо меньше разных ценных пород древесины, чем на старой яхте «Полярная звезда». Комнаты самого государя были отделаны вишневым деревом и орехом, комнаты вдовствующей императрицы, а также комнаты великих князей и княжон — обычной березой, столовая — ясенем, коридоры — дубом и кленовой древесиной «под птичий глаз», а также белым буком. В императорских жилых помещениях использовалась облицовка стен тисненой кожей или же их обтягивали кретоном. Помещения экипажа отделывались дубом и сосной, которые красили белой краской. В кормовой части на верхней палубе размещалась большая рубка, что было традицией для российских императорских яхт. В ней была устроена большая столовая для официальных приемов, а также рабочий кабинет и приемная императора. В носовой части на верхней палубе, прямо перед первой трубой, находилась штурманская рубка, две рубки для командного состава, а над ними — еще и ходовой мостик с просторной рулевой рубкой.

Иконостас на галерее.

Императорские апартаменты располагались на главной палубе, непосредственно над машинным отделением. В число кают, принадлежавших императору, императрице и вдовствующей императрице входила гостиная, спальня и ванная комната. Здесь же на палубе находилась столовая, салон, отдельные каюты для великих князей и княжон, а также офицеров яхты и офицерская кают-компания. На нижней палубе располагались каюты детей императорской фамилии, комнаты прислуги, кубрики для экипажа и душевые кабины. Здесь же размещалась радиорубка, помещения для динамо-машин, корабельные мастерские и некоторые из кладовых.

В носовой части яхты, ниже этой палубы, находился грузовой трюм и крюйт-камера, а на корме — холодильники-рефрижераторы для хранения скоропортящихся продуктов. Нужно заметить, что для нижних чинов команды и обслуживающего персонала (355 человек) условия обитания были намного лучшими, чем на всех предыдущих императорских яхтах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector